Выросла доля «неуспешных детей», не способных освоить школьную программу

17.03.2021 | Газета «Московский Комсомолец»

А доля расходов на образование в ВВП продолжает снижаться.

На Комитете Госдумы по образованию и науке в который раз обнаружили недофинансирование этой сферы: доля расходов на образование в бюджете страны продолжает уменьшаться. Возможно, с этим связана другая беда – рост числа «неуспешных школьников», который зафиксировали аудиторы Счетной палаты. Поговорили на комитете и о других проблемах в области образования, в том числе объявили об изменении формата итоговой аттестации школьников и модели ЕГЭ, а также отклонили идею о студенческом капитале.

Аудитор Дмитрий Зайцев сообщил, что с 2014 года у нас не растет объем госрасходов на образование и даже наблюдается тенденция к снижению доли этих расходов. И в следующие годы эта доля будет, увы, снижаться. Проблема недофинансирования напрямую связана с проблемой отставания цифровой трансформации организаций образования. В вузах практически отсутствуют бюджеты на развитие. «Переход на удаленку выявил серьезные проблемы – это прежде всего недостаточность развития информационно-коммуникационных технологий, неготовность преподавателей к такому формату обучения и низкий уровень их цифровых компетенций. Но главное, что в нацпроекте отсутствуют отдельно выделенные мероприятия по повышению компетенций преподавателей, а также отсутствуют оценки потребностей школ в цифровой инфраструктуре», – сообщил аудитор.

Другой негативный тренд, который углядели в Счетной палате, – рост доли неуспешных детей. В том числе рост функционально неграмотных школьников и школьников, которые испытывают сложности в освоении школьной программы. Для поддержки таких детей в школах нужно планировать отдельные мероприятия. «Выводы аудиторов никакого удивления не вызвали, мы это обсуждаем все последние годы. Но воз и ныне там, – признал глава комитета Вячеслав Никонов. – Ситуация понятная и нехорошая. Например, в Китае по их пятилетнему плану расходы на науку должны вырасти в 17,5 раза! Количество ученых в Китае в 6 раз больше, чем в России, и втрое, чем в США». Никонов добавил, что в одном китайском вузе, который попадает в сотню лучших университетов мира, бюджет больше, чем у всего российского образования. Кроме того, Россия в год теряет 10 тысяч лучших умов страны, то есть проблема утечки мозгов сохраняется.

Есть неутешительные новости и для студентов вузов. С осени муссировался вопрос о студенческом капитале – целевой единовременной выплате от государства, которую предлагали внедрить отдельные депутаты. Согласно проекту документа, студентам открывался персональный счет, на котором по окончании вуза должно быть 500 тыс. руб., а по выходу из техникума – 250 тыс. руб. Это могло стать хорошим подспорьем для молодых людей, окончивших высшие и средние учебные заведения, которые они могли бы использовать на определенные цели: аренду жилья, оплату проезда или открытие своего дела. Но теперь с этими планами, похоже, придется распрощаться: комитет рекомендовал нижней палате парламента отклонить законопроект, указав на недостатки документа, в том числе неточности критериев кандидатов на получение выплаты и целей, на которые она может быть направлена. «Есть программы «Земский доктор», «Земский учитель», в которых очень четко определяются критерии поддержки молодых специалистов», – указали эксперты.

Первый зампред Комитета по образованию Олег Смолин в свое время объяснил, что поддержать молодежь было бы абсолютно верно, но лучше «выделять деньги на меры, которые помогут учащимся прямо сейчас». «В советское время студенческая стипендия составляла 80% от прожиточного минимума, сейчас это всего лишь 14%. Положение у многих учащихся тяжелое, поэтому деньги из казны нужно в первую очередь использовать на повышение стипендии обычным студентам до 8 тысяч рублей, а социально незащищенным группам учащихся – до МРОТ. Также целесообразно потратить государственные деньги на увеличение бюджетных мест», – считает Олег Смолин.


Газета «Московский Комсомолец», 16 марта 2021 г.



Возврат к списку