Заседание Комитета государственной Думы по образованию и науке

16.06.2020 | Вестник образования России

16 июня 2020 года состоялось очередное заседание Комитета Государственной Думы по образованию и науке с элементами видеоконференции.

На повестке дня стояло рассмотрение проекта федерального закона № 960545-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», который был внесен Президентом Российской Федерации.

Открывая заседание, председатель Комитета В.А. Никонов отметил, что законопроект исключительно важен. «Если вопрос, связанный с обучением нам более-менее понятен, он отражен в федеральных государственных образовательных стандартах, в примерных программах, то вопрос с воспитанием, конечно, требует повышенного внимания», – рассказал депутат. Вячеслав Алексеевич напомнил, что Комитет неоднократно возвращался к рассмотрению данного вопроса, проводя парламентские слушания и выездные заседания, а также ежегодные круглые столы по духовно-нравственному воспитанию в рамках Международных Рождественских образовательных чтений.

«Вопросы воспитания – это вопросы гражданственности, это вопросы стабильности государства. Если государство начинает испытывать комплексы неполноценности, что чаще всего бывает от недостатка воспитания, то это вызывает и серьезные политические проблемы любой страны», – уверен политик.

В.А. Никонов подчеркнул, что в России есть все возможность для ведения полноценной воспитательной работы.

«Воспитание – это историческая память, которая нам, безусловно, важна. Для нас святы традиции нашей страны, подвиги предков, их достижения, свершения, их творчество. Для нас священна наша Великая Победа – самая величественная победа в истории человечества. Для нас является, на мой взгляд, долгом защита нашей исторической памяти, о чем говорится и в предложенных поправках в Конституцию, и, конечно, воспитание на основе нашей высокой нравственной традиции, которая всегда так была важна для российского государства», – рассказал Вячеслав Алексеевич.

С основным докладом в ходе заседания выступил Министр просвещения Российской Федерации С.С. Кравцов. Он отметил: «Рассмотрение этого закона в определённой степени, мы надеемся, решит те проблемы, которые, к сожалению, у нас есть в системе образования в части воспитательной работы».

Сергей Сергеевич напомнил, что в действующем законе № 273–ФЗ закреплено, что образование – это воспитание и обучение. По словам Министра, внесенный законопроект рассматривает воспитание как стратегический национальный приоритет. Он является логическим продолжением развития политики государства в области воспитания. Так, начиная с 2012 года, реализован ряд инициатив в сфере воспитания. Во ФГОС начального, основного общего, среднего общего образования включен воспитательный компонент, создано Российское движение школьников, которое обеспечивает дополнительные возможности для самореализации школьников и их позитивной социализации. С 2015 года реализуется стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

С.С. Кравцов рассказал, что в законопроекте предлагается расширить понятие «воспитание», закреплённое в статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», следующим дополнением: «формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигов героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде».

Дополнить определение «образовательная программа», закреплённое в пункте 9 статьи 2 Закона, за счет включения в комплекс основных характеристик образования и организационно-педагогических условий рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы в случаях, предусмотренных Федеральным законом.

Дополнить учебно-методическую документацию, которая входит в примерную образовательную программу, установленную пунктом 10 статьи 2 Закона об образовании, примерной рабочей программой воспитания и примерным календарным планом воспитательной работы.

Ввести в Федеральный закон новую статью 12 «Общие требования к организации воспитания», закрепляющую механизм организации воспитательной работы, которая будет являться составной частью образовательных программ.

Наделить советы обучающихся, советы родителей, законных представителей несовершеннолетних обучающихся, представительные органы обучающихся правом принимать участие в разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы.

Министр рассказал, что в соответствии с поручением президента Российской Федерации В.В. Путина Министерством совместно с другими ведомствами разрабатывается новый федеральный проект в рамках национального проекта «Образование» – «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», где предусмотрено выделении дополнительных ресурсов, в том числе и на реализацию обозначенного законопроекта. Также разработана и уже обсуждена примерная программа воспитания. По словам С.С. Кравцова, это не дополнительная нагрузка на школы, а систематизация той работы, которая уже ведется в образовательных организациях. Разработанная программа вариативна.

Заместитель председателя Комитета Л.Н. Духанина высказала свое мнение: «Мне кажется, если мы будем исходить из логики увеличения нагрузки на учителя, то есть большие риски неисполнения задуманного. Я хочу всем напомнить, что у нас среди должностей в системе образования есть такая должность, как «специалист в области воспитания». Я думаю, что нам правильно об этом тоже вспомнить». Она подчеркнула, что, когда будет вестись более глубинный разговор, как сделать работающим направление воспитания в российской школе, нужно подумать о привлечении других специалистов.

Первый заместитель председателя Комитета О.Н. Смолин отметил, что воспитание – тонкий процесс, который сложно поддается регулированию. Олег Николаевич также рассказал, что разделяет образование на живое и неживое. По его мнению, врагами живого образования являются перегрузка учителя и бюрократизация образовательного процесса. Политик выразил надежду, что эти «враги» не перейдут на систему воспитания.

Член Комитета А.В. Дамдинов, который является куратором Экспертного совета по воспитанию, предложил использовать ресурсы федеральных конкурсов.

После обсуждения Комитет рекомендовал Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.


Вестник образования России, 16 июня 2020 г.



Возврат к списку