Основной Закон России. 30 лет большого пути: от Декларации-1990 к Конституции-2020

10.06.2020 | Российская газета

12 июня - День России и 30 лет с подписания Декларации о государственном суверенитете РСФСР. На фоне обновления Конституции веха смотрится особенно символично. Ведь поправки в Основной Закон - не только о социальных гарантиях, защите трудовых прав и распределении полномочий между ветвями власти. Они еще и о России - о ее национальных интересах и ценностях.

12 июня 1990 года первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете, позже в честь этого события был учрежден праздник - День России. Документ провозглашал суверенитет РСФСР, а также - что не менее важно - утверждал приоритет Конституции и законов РСФСР над законодательными актами СССР. Спустя полтора года Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) была переименована в Российскую Федерацию (Россию). В 1993 году у новой страны появилась новая Конституция.

- Я был участником конституционного совещания и помню, как писали Конституцию в 1993 году, - рассказывает "РГ" глава Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов. - Тогда споры шли не о нашей стране, а о том, как сделать ту или иную статью похожей на Конституцию Франции, Америки, Германии. Спорили о нюансах, о правовых вопросах, но собственно о России в тот момент, я не могу сказать, что сильно думали. Да, конечно, слово "Россия" там упоминается, но в целом Конституция, как документ, защищающий национальные интересы, была явно слаба.

Если в 1993 году в Основной Закон заложили базовые, универсальные принципы государственного устройства, то поправки-2020 привносят целый набор ценностей - это преемственность истории, статус русского языка как языка государствообразующего народа, защита исторической правды, особый статус национальной культуры. Появляются такие понятия, как "патриотизм", "уважение к старшим", "уважение человека труда" и другие.

- В этих статьях описывается, каким мы представляем устройство нашего общества, что мы считаем правильным, справедливым, что является нашей национальной идеей и целью, - отмечает в беседе с "РГ" глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин. - И этого совершенно не надо стесняться. И достаточно лицемерно выглядят нападки, дескать, зачем эти очевидные ценности прописывать в Конституции. А потом эти же самые люди задают вопрос: а какая у нас национальная идея и какие цели у государства?


Российская газета, 10 июня 2020 г.



Возврат к списку