Слово главного редактора
04.02.2022 | Журнал «Стратегия России»Много лет я изучаю революции, написал на эту тему несколько книг. И должен сказать, что в истории человечества ещё не было ни одной спонтанной революции. Как правило, все они имеют имя, фамилию, а иногда даже и отчество. Октябрьская революция — это Владимир Ильич Ленин. Венгерская революция 1956 года — это Аллен Даллес, который об этом, ничуть не стесняясь, пишет в своих мемуарах, как и о революции в Гватемале в 1954 году.
Все последние революционные процессы, которые шли на постсоветском пространстве, и не только на этом пространстве, имели чётко читаемое клеймо: United States Intelligence Community — разведывательное сообщество Соединённых Штатов. Это Совет по разведке США, который объединяет семнадцать разведывательных структур. Общая задача у них — дестабилизация России и дружественных ей государств. Об этом, опять же без стеснения, пишется в докладах «RAND Corporation», ещё одной структуры, которая не отличается симпатиями к нашей стране. Один такой доклад назывался «Перенапряжение и разбалансирование России». Он вышел два года назад. Но сегодня мы явно наблюдаем перенапряжение и разбалансирование Соединённых Штатов Америки, которые за два года сумели практически скатиться до гражданской войны.
Американцы прикладывают немало усилий, чтобы посеять хаос и в России, и на её периферии, в государствах — членах Евразийского экономического Союза. Получается у них или нет — другой вопрос. Но для меня очевидно: за «разбалансированием» в Казахстане стоят тысячи НКО, многие из которых содержатся за счёт бюджета Соединённых Штатов. А ещё есть английские, французские, турецкие и другие НКО.
Дальше надо разбираться, какая роль была отведена украинской или белорусской оппозиции. В том, что они активно участвовали в организации «протестных выступлений» в Казахстане, можно не сомневаться: есть доказательства контактов оппозиционеров Белоруссии и Украины с лидерами мятежа в социальных сетях и блогах.
Почему было выбрано такое время? Ясно, что мятеж затевался «под переговоры» — России с НАТО и России с Соединёнными Штатами. Нашим партнёрам по этим переговорам очень захотелось поджечь «соседний двор» России, чтобы ослабить её позиции, чтобы у неё не осталось времени на подготовку и качественное проведение саммита Россия — США. Была, очевидно, и другая задача — снести казахстанский режим, чтобы добавить «головной боли» и России, и Китаю, дать сигнал уйгурским сепаратистам. При нестабильности в Казахстане реализация масштабных российско-китайских проектов была бы серьёзно затруднена.
Но решительные действия Российской Федерации и союзников по ОДКБ позволили очень быстро задавить очаги мятежа, нейтрализовать активных исламистов и в конечном итоге выйти на стабилизацию обстановки. Очень хорошо, что президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поступил не как Янукович в таких же обстоятельствах и не как Горбачёв. Он решил бороться за свою страну и за авторитет власти.
Совершенно правильно он обратился за помощью в ОДКБ. И эта военно-политическая структура, которая нашими «доброжелателями» именовалась потешными петровскими полками, обнаружила большой потенциал боевой мобильности и эффективного взаимодействия. Буквально за два дня очередная цветная революция в огромной стране, в Казахстане, выдохлась.
«Казахстанская уловка» Вашингтона предопределила исход переговоров Россия — НАТО. Попытка разжечь аналог Майдана в Казахстане сыграла против США и лишила Вашингтон последних шансов на малейшие уступки на переговорах с нашей страной по гарантиям безопасности. Казахстан стал последней и довольно-таки отчаянной попыткой США заполучить хоть какие-нибудь козыри перед большими переговорами с Россией о нерасширении НАТО. Однако всё пошло не по плану. Вашингтон этим кровавым спектаклем в буквальном смысле загнал себя в угол.
Судя по сумбурности действий организаторов очередной цветной революции и какому-то обрезанному сценарию, в списке задач разжигателей не стояла смена режима. Они в спешке подожгли южные регионы страны в надежде, что заряженное радикалами движение, как степной пожар, быстро распространится на весь Казахстан.
В этих условиях позиции России на переговорах с США, несомненно, укрепились. Во-первых, она продемонстрировала, что не одна, и это очень важно. На Западе считали Россию одинокой, а ОДКБ — бумажным тигром. Американцы ошибались. Отчетливо прозвучал голос нескольких государств, готовых использовать военную силу. И это было продемонстрировано прямо накануне переговоров. Для меня очевидно, что это сокрушительный провал США. Они хотели нас ослабить, а вместо этого заставили показать всему миру реальную эффективность ОДКБ. Самим американцам мы наглядно объяснили, что больше никаких майданов в зоне нашего влияния не будет. Казахстанская уловка Вашингтона стала последней отчаянно попыткой изменить расстановку сил перед переговорами с США в Женеве и саммитом Россия — НАТО. Однако вместо раздачи козырей она выбила землю из-под ног американцев.
***
Внимание всего мира было приковано к переговорам российской и американской делегаций в Женеве, которые длились почти восемь часов. Что они так трудно обсуждали? Для этого надо вернуться к 30 декабря прошлого года. В ходе телефонного разговора Владимира Путина и Джо Байдена состоялось важное уточнение позиций.
1. Судя по рассуждениям Байдена об отсутствии победителей в ядерной войне, до него дошла серьёзность ситуации и суть российских мирных требований.
2. Но до Байдена не дошло, что пакет российских предложений нужно принимать целиком. И что от США требуются юридически значимые обязательства, а не пустые заверения об отсутствии намерений размещать ударные системы на Украине. Их намерения — как утренний туман.
3. Заявление Путина о том, что мы будем действовать так, как действовали бы США в схожих условиях, — предельно жёсткий посыл. США мобилизовали бы все военные силы и средства.
4. Предложенная Байденом деэскалация как условие успешных переговоров должна относиться не к нам, а к ним. Суть российских требований — как раз в натовской деэскалации на наших границах. Мы-то на своей земле.
5. Заявление Путина о том, что новые санкции будут большой ошибкой и приведут к разрыву отношений, может означать, что мы к такому разрыву морально готовы, и у нас в запасе ответные меры, которые обернутся кошмаром для западного бизнеса, и не только на российской территории.
Итоги переговоров между Россией и США окончательно не подведены, но западные эксперты, в том числе американские, признают, что они стали победой российской дипломатии. Мы обсудили с Вашингтоном ключевые проблемы безопасности, и во многом можем быть довольны полученными итогами.
Почему? Потому что могло быть значительно хуже. Прогресс заключается в том, что впервые за последнее время переговоры доведены до конца, до финальных заявлений. До многозначных, надо заметить, заявлений. Например, руководитель американской делегации в Женеве заместитель госсекретаря Уэнди Шерман заявила на итоговой пресс-конференции, что для США и Североатлантического альянса неприемлемо взять на себя обязательство по нерасширению НАТО. А остальные наши условия они что, принимают?
Вот где важный посыл, который, в сущности, говорит, что России удалось добиться своего в ходе переговоров. Соединённые Штаты явно были шокированы ультимативным тоном России. Они всё ещё не готовы принять наши предложения в полном объёме, потому что слишком привыкли к статусу гегемона. Поэтому и не понимают императивность российских требований. Но в итоге США придётся осознать, что игнорировать требования РФ они больше не могут. Гегемонистские шоры мешают американцам принять юридически обязывающие гарантии безопасности. Эти требования выдвигались не для того, чтобы похоронить их в долгих и бесполезных обсуждениях. Нам нужен простой ответ: да или нет.
Уже 15 января госсекретарь Энтони Блинкен обсудил с генеральным секретарём НАТО Йенсом Столтенбергом дальнейшие шаги после заседания Совета Россия — НАТО. Соединённые Штаты и Североатлантический альянс готовы снова встретиться с Россией, и считают, что необходимо продолжение дипломатического диалога и другого взаимодействия. Этот момент тоже говорит о явном успехе нашей дипломатии в Женеве и Брюсселе.
Во многих комментариях подчёркивается, что на переговорах почти не упоминалась Украина — только в контексте гипотетического нападения России. Нам Украина тоже интересна в одном аспекте: мы не допустим её вступления в НАТО. Это «красная линия», переступать которую нельзя. Россию не устраивает военное освоение НАТО Украины, в том числе с точки зрения перспективы размещения в стране ударных систем, и этого допущено не будет. Этот аспект, а также тот факт, что страны — члены НАТО отказываются дать России гарантии, что Украина не войдёт в альянс, важнее самого вопроса принятия или непринятия страны в НАТО.
Недавно Виктория Нуланд заявила, что США подготовили 18 сценариев действий на случай «российского вторжения» на Украину. Маразм крепчает. Вот, оказывается, на что Вашингтон тратит деньги налогоплательщиков. На фантазии о собственных маниакальных фобиях. Нет чтобы подумать хоть об одном сценарии налаживания отношений с Москвой. В социальных сетях уже высмеяли эти сценарии, предложив подключить к работе Госдепа Голливуд.
А если серьёзно: как американцы могут наказать Россию за «вторжение» на Украину и даже за то, что она размещает свои войска на своей территории, где хочет?
Они грозят нам перестать продавать электронику и бытовую технику. Думаю, идея потерять для Запада вслед за российским рынком продовольствия и рынок электроники весьма продуктивна. Импортозамещение российским специалистам в этой сфере, действительно, пора ускорить. Только вот где вы в последний раз видели у нас произведённую на Западе бытовую технику?
У сопредельных с Россией стран будут все шансы стать крупнейшими импортёрами не только креветок, но и электроники. Китай должен быть в восторге от новой американской идеи — конкуренты сами себя зачистят. И уж если американцы действительно верят в «российскую агрессию» (а это вопрос веры, тут ничего не поделаешь), то придумывать надо что-то более рациональное, чем «назло бабушке отморожу уши».
Вообще, думается, в дальнейших переговорах с Западом нам нужно ограничить число участников. Следует действовать в соответствии с известным правилом под названием «бритва Оккама», которое гласит: не следует множить сущности без необходимости. Бритвой Оккама нужно пройтись по всем участникам переговоров, кроме Соединённых Штатов. Потому что НАТО и ОБСЕ никакой принципиальной и реальной роли в данном вопросе не играют. Принципиальную важность имеют переговоры только с США, которые, однако, понимают лишь язык силы. Наша позиция предельно проста: «уйдите, либо мы вас подвинем».
Вячеслав НИКОНОВ
Журнал «Стратегия России», февраль 2022 г.