Слово главного редактора

02.12.2021 | Журнал «Стратегия России»

Ноябрь оказался щедрым на резонансные события. Конечно, в первом ряду оказалось многодневное противостояние беженцев и польских силовиков на белорусско-польской границе. На наших глазах разыгрывался очередной неприглядный политический спектакль. 

Что такое проблема беженцев на Ближнем Востоке? Она насчитывает уже не одно десятилетие и связана с американской агрессией в ближневосточных странах. США виноваты в том, что начались бои в Курдистане, что погибали мирные жители в Ираке, что нагло себя чувствовали в Сирии подконтрольные американцам боевики. США и их союзники разворошили регион, превратив его в поле боя и в поле охоты на людей. Там сегодня нет экономики, нет безопасности. 

Протестовали против этого депутаты Европарламента? 

Ничего подобного. Когда два миллиона курдов оказались в северном Ираке, потому что их выгнали из Турции, никто об этом не сказал ни слова. Огромный поток беженцев двинулся в Европу, они шли со стороны Средиземного моря, из Греции через Балканы. Никто по этому поводу особенно не шумел, никто не вспоминал «нехорошего» Эрдогана и Турцию, через которую двигались миллионы. А кто сегодня вспоминает беженцев из Афганистана, брошенного Байденом на «съедение» Талибану?

Из миллионов три тысячи пришли на границу Белоруссии и Польши. Это капля в огромном потоке. Но проблема – Путин и Лукашенко, из-за которых три тысячи беженцев прорвались на границу. Это стало примечательной деталью информационного фона, и теперь политикам нельзя отступать – они должны действовать. Поэтому президент Польши и поехал на границу подбадривать войска, стоявшие перед безоружными измученными людьми. 

Руководство Евросоюза должно было оценить ситуацию, найти виновного. Кого винить? Не себя же и не американцев. И вот уже работают пиар-службы, нагнетается атмосфера, готовятся воинские и полицейские контингенты. И всё – против нашей страны. Белоруссии достаётся именно за то, что она союзница России. На этом фоне готовятся выступать британские спецназовцы, отчего в Польше приходят в неописуемый раж. До беженцев уже никому нет дела, просто НАТО шаг за шагом приближается к нашим границам, используя любой повод, в том числе и противостояние на границе Польши с Белоруссией.

Есть ли повод думать, что мы катимся к серьёзному столкновению? Скорей всего, это очередная информационная кампания. Ведь гибридная война, которая ведётся против России и Белоруссии, никуда не ушла. Она не сегодня началась и не завтра закончится. Самое любопытное, что информационные бомбы предназначены не гражданам России и Белоруссии, которые давно научились отличать правду ото лжи. Бомбы бросают на головы европейцев и американцев. Они очень сильно верят собственной пропаганде. Дошло до того, что там запрещается сомневаться в правоте собственной пропаганды. Люди, которые не доверяют официальной информации, рассматриваются как идиоты, которые не понимают, что происходит в мире. 

***

Запад постоянно накручивает сам себя. В СМИ появилась информация о том, что Путин вот-вот нападет на Украину. Россия в этой ситуации проявляет выдержку большую, чем, может быть, следует. Но для США Украина – главный ударный инструмент, используемый против нашей страны. Американцы будут в этом качестве Украину укреплять, что контрпродуктивно для её развития как государства. И для интересов народа Украины.

И вот вопрос: с наступлением морозов и в России, и на Украине останется ли ситуация в таком замороженном состоянии? Думаю, теплее не станет. Для этого нет предпосылок. И ни малейшего желания – с американской, прежде всего, стороны. Соединённые Штаты заинтересованы в максимальной напряженности в отношениях между Киевом и Москвой.

Политика раздувания напряжённости в ответ на любые российские шаги вызывает своеобразное закручивание ситуации. Вспомним, например: когда США выходили из договора о ракетах средней и малой дальности, куда они собирались устанавливать эти ракеты? Как можно ближе к нашим границам для усиления эффекта первого удара. Не надо забывать, с кем мы имеем дело. А мы имеем дело с наглыми, прожжёнными напёрсточниками, профессиональными врунами, которые врут, как дышат.

Поэтому им надо отвечать жёстко. Когда выслали наших дипломатов из брюссельской штаб-квартиры Северо-Атлантического блока, мы разорвали отношения с НАТО. Её представительства в Москве Россия закрыла с 1 ноября. Дипломатические контакты прерваны натовцами де-факто ещё в 2008 году, теперь мы их прекратили и де-юре. Надоело.

Наш министр иностранных дел Сергей Лавров в ответах на вопросы журналистов после заседания клуба «Валдай» так сказал по этому поводу. «Нам там просто не дают работать. Чтобы попасть в штаб-квартиру НАТО, наши представители, в отличие от всех остальных партнеров альянса, вынуждены запрашивать заранее разрешения на проход здание... И каких-либо информационных обменов со штаб-квартирой давно уже нет».

Будучи депутатом Государственной Думы в середине 1990-х я часто бывал в Брюсселе на разных парламентских встречах. Два раза меня приглашали в штаб-квартиру НАТО. Тогда все мы находились в некоторой эйфории от возможности установить хорошие отношения с Западом. Но посетив штаб-квартиру НАТО, я задумался: о чём с ними разговаривать? Есть генеральная линия, которую тебе убеждённо излагают, не обращая внимания на предложения обсудить какие-то насущные вопросы. Они считают, что все наиважнейшие проблемы уже учтены в генеральной линии, выработанной всеми странами-членами альянса. А лишний раз поговорить о генеральной линии надо для того, чтобы Россия знала, как дальше себя вести.

***

Сегодня слышны такие мнения: может, напрасно разорвали отношения с НАТО? Но почему же напрасно? В Брюсселе всё равно ничего серьёзного не планируется – ни манёвры, ни перевооружение, ни размещение инфраструктуры. По всем вопросам надо обращаться в Вашингтон. Оттуда спускаются директивы, которые в Брюсселе могут только прилежно зачитать вслух. И по этим командам натовские структуры быстро катятся к границам России, громко кричат об агрессивности нашей страны, и настойчиво лезут с манёврами в Чёрное море.  

Министр обороны Соединённых Штатов Ллойд Остин, прилетев в Киев, заявил о желании Вашингтона видеть Украину в НАТО. А тут ещё отношения России с единственным и всё еще воюющим альянсом, на который приходится 80 процентов всех военных расходов в мире, обострились как никогда за последние годы. 

Меня поразили слова американского министра обороны, которые он произнёс перед визитом в Грузию и на Украину. Он заявил, что эти страны – на передовой. «Мы подтверждаем и укрепляем суверенитет стран, которые находятся на передовой российской агрессии. Дверь в НАТО открыта как для Грузии, так и для Украины».

Это говорит не истеричный блогер, не делец шоу-бизнеса, который хочет лишний раз пропиариться, а официальный представитель американской власти, явно обсудивший в Белом доме темы своих заявлений перед европейским вояжем. Следовательно, в руководстве Соединённых Штатов на полном серьёзе представляют Грузию и Украину прифронтовыми государствами, сдерживающими напор российской агрессии. 

А что такое сама постановка вопроса о членстве Украины в НАТО? Мы много лет говорим о подобной перспективе и понимаем что подобный шаг Украины – и Грузии тоже – просто самоубийство. Но тема-то не снимается с повестки. Наоборот. Она звучит всё чаще и чаще уже при администрации Байдена. Так что это такое? Шулерская игра с использованием Украины в качестве козырной шестёрки? Или желание больнее наступить на ногу? Или попытка склонить союзников к тому, чтобы они поддержали желание Украины стать членом альянса?

В любом случае американцы толкают Украину в НАТО. И не только разными обещаниями. Идёт планомерная подпитка украинских вооружённых сил техникой и военными материалами. Это всё называется поддержкой усилий Украины для самообороны и защиты её суверенной территории. Неважно, что стремление Украины в альянс поддержат не все страны-члены НАТО. Шум идёт, и под этот шум можно надавить на Россию, лишний раз выкрутить руки в дискуссии об энергетическом кризисе.

Мы не раз заявляли, что вступление Украины в НАТО – красная линия для России, переступить которую мы не дадим никому. Что делать, если это действительно случиться? Я слышал от наших военных разные версии. Например, если Украина вступает в НАТО, то начинается вооружённый конфликт, который снизит ядерный порог. И ядерное оружие тогда придётся применять на ранней стадии конфликта, иначе Россию не защитим. 

***
Неужели всё настолько плохо и нет никакого просвета на политическом горизонте? Оказывается, проблески есть. Не так давно в газете «Вашингтон пост» прошла статья Дэвида Игнатиуса, известного политолога, который назвал её «Лёд в отношениях между Россией и Соединёнными Штатами начинает таять». 

Игнатиус порассуждал о кибербезопасности. Есть резолюция ООН, которая была внесена совместно Россией и Соединёнными Штатами. Впервые за многие годы родилась совместная резолюция, как продукт работы группы по кибербезопасности, созданной в результате встречи Путина и Байдена. Резолюция небольшая. Но есть вот такой пункт: «Государства не должны использовать кибертехнологии для нанесения ущерба критической инфраструктуре других стран». Можно это рассматривать как прорыв в отношениях? Поживём – увидим. Сотрудничество в киборбезопасности, действительно, лишь просвет в тучах, а до рассвета ещё далеко.   

Вернусь к НАТО. Альянсу надо разговаривать с Украиной, как она того заслуживает. Древние говорили, что наглость надо гасить быстрее, чем пожар. А с Россией надо разговаривать на равных. Только тогда можно обсудить энергообеспечение, стабильность и другие составляющие мирной атмосферы Европы.

Мы часто «ведёмся» на риторику, которая исходит с западной стороны. Нам навязывают обсуждение каких-то тем, которые для нас не имеют под собой серьёзных оснований. И во многом, формируя нашу внутреннюю информационную повестку, мы отталкиваемся от западной повестки. А надо формировать свою! 

Какую? Повестка наша всегда была миролюбивой и конструктивной. Мы за то, чтобы решать любые проблемы за столом переговоров. Это то, к чему не стремится сейчас западная сторона. Она уже отвыкла вообще о чём-то разговаривать, а привыкла приказывать, заявляя о том, что должна или не должна делать Россия. Америка ставит цель глобального доминирования. Россия – это препятствие на их пути. Они будут думать, как нас ослабить. Но при этом – не ввязываться в серьёзную военную конфронтацию.

Надо сознавать, что в Соединённых Штатах, даже в самых недрах глубинного государства, которое управляет страной, нет самоубийц. И никто там не хочет открытой военной конфронтации с Россией. Но к информационной войне – затяжной, изматывающей и грязной – мы должны быть готовы постоянно.

Вячеслав НИКОНОВ


Журнал «Стратегия России», декабрь 2021 г.



Возврат к списку