Слово главного редактора

01.06.2021 | Журнал «Стратегия России»

Сначала о жуткой истории в Казани, о стрельбе в гимназии. Наш Комитет Государственной Думы по образованию и науке обязательно проанализирует недоработки в системе безопасности и охраны школ. Надо также наводить самый строгий порядок в обороте оружия. Президент Владимир Путин поручил срочно проработать ужесточение правил этого оборота.

Выражаю самые искренние соболезнования родным и близким погибших и желаю скорейшего выздоровления пострадавшим. Наш Комитет берёт развитие ситуации и анализ её причин под свой контроль. Уверен, что медицинские учреждения сделают всё необходимое для оказания срочной помощи пострадавшим, а правоохранительные и следственные органы примут экстренные меры для тщательного расследования случившегося.

И ещё надо задуматься: кого мы выпускаем из школ и колледжей? Чего не смогли втолковать казанскому монстру его родители и учителя?

***

Вот теперь о политике. Президент Соединённых Штатов Байден разрывается между желанием вводить бесконечные санкции против России и вести с ней стратегический диалог. Президент Украины Зеленский разрывается между желанием воевать на Донбассе и вести диалог с Путиным.

Стратегическая шизофрения... Как России вести себя в этих условиях?

Президент Трамп выступал за то, чтобы сделать Америку «вновь великой», то есть обратить внимание прежде всего на внутренние проблемы Соединённых Штатов, сделать страну примером для остального человечества, что не очень удалось. А вот Байден в послании к Конгрессу сформулировал ближайшие цели Соединённых Штатов. Заявил, например, что Америка «способна на всё». 

Вот такой текст:

«Мы снова ведём мир за собой. Идёт соревнование за XXI век. Это переломный момент в истории. Мы будем защищать интересы Америки за пределами наших границ. Как я говорил многим лидерам, с кем я встречался за все эти годы, ставить против Америки — очень плохая идея. Мы Соединённые Штаты, и нет ничего такого, на что мы были бы не способны».

Ну и как вести себя с такой Америкой? С одной стороны, она явно слабеет, и это видно по многим показателям. С другой стороны, это очень агрессивная Америка, которая готова на всё. Байден приглашает Путина на саммит, а госсекретарь Блинкен говорит, что Байден не знает, готова ли Америка к такой встрече. В администрации президента рассуждают о какой-то стратегии в отношении России, а Байден говорит в обращении к Конгрессу, что такой стратегии просто нет.

Байден заявляет, что Америка — единственная в своём роде страна в истории. Он «очень ясно дал понять президенту Путину», что, хотя США не стремятся к эскалации, российские действия будут иметь последствия. Он «жёстко и принципиально отреагировал на вмешательство России» в американские выборы. «Они совершили всё это, и я ответил тем, что у нас есть. Мы можем сотрудничать, когда это в наших общих интересах, как мы это сделали, когда продлили СНВ-3, и как мы работали в разрешении климатического кризиса. Но они должны понимать: мы всегда ответим».

И эти разглагольствования — на фоне угроз отключения России от Международной банковской системы SWIFT, блокирования строительства «Северного потока-2», новых неожиданных санкций за взрывы на чешских складах, конечно же, требуют ответа. Хотя про отключение от SWIFT речь идёт с 2014 года, с момента вхождения Крыма в Россию.

***

Украина явно нацелена Соединёнными Штатами на военное решение конфликта на Донбассе. Конечно, не хотелось бы говорить о войне, но провокационные действия Украины продолжаются, и напряжённость на Донбассе никуда не ушла.

В таких условиях российско-украинский диалог — возможность выхода из кризиса. Об этом много говорили в последнее время. Например, президент Путин предложил встретиться с Зеленским в Москве, чтобы обсудить двухсторонние отношения. Зеленский сказал, что готов к встрече с Путиным, но почему-то в Ватикане. Конечно, где ещё поговорить двум православным...

О кризисе отношений с Чехией и Болгарией. Оказывается, в этих странах существовала целая система складов оружия, которое поставлялось на Украину, на Ближний Восток. И это мы узнаём после того, как против России вводятся санкции, когда высылаются дипломаты, которые семь лет назад в той же Чехии ещё не работали и никакого отношения к взрывам в 2014 году вообще иметь не могли. Страны ЕС реагировали на сообщения о взрывах во Врбетице по-разному, но в целом поддержали Чехию. Это новое в мировой политике. Западные страны проявляют агрессивную солидарность с совершенно бессмысленными акциями, построенными на бездоказательных обвинениях против России.

Сразу после сообщений из Чехии и Болгарии о взрывах, устроенных российскими агентами, мы поняли, что это ложь. Но ведь остаётся правдой то, что на складах хранилось оружие, в том числе и запрещённое — противопехотные мины. Оружие шло в другие страны, и в Украину тоже. Это абсолютно незаконные акции, идущие вразрез с международным правом. И по этому поводу никто на Западе не произнёс ни слова протеста.

Безусловно, в ответ на наглость этих стран мы должны ещё больше сконцентрироваться на увеличении стратегической глубины на других направлениях. Ведь в Китае больше людей, чем во всех странах «коллективного Запада». В Индии жителей уже почти столько же, сколько в Китае. Эти две страны являются в последние годы движущими силами мировой экономики. И ориентация на Восток остаётся одной из важнейших основ нашей политики. Мы просто в последнее время об этом мало говорим, озабоченные мелочными разборками с бывшими «братьями по лагерю».


Вячеслав НИКОНОВ


Журнал «Стратегия России», июнь 2021 г.



Возврат к списку