Слово главного редактора

08.02.2021 | Журнал «Стратегия России»

Комитет по образованию и науке Государственной Думы, который я возглавляю, как и весь депутатский корпус в целом, в прошедшем году работал в довольно сложных условиях. Приходилось большое количество мероприятий проводить онлайн. Тем не менее законотворческая работа велась достаточно интенсивно — были приняты важные законы, которые совершенствуют нашу образовательную систему.

Из числа законопроектов, ставших законами в 2020 году, я бы выделил прежде всего президентский законопроект о воспитании. Сейчас образование — уже не просто обучение, но воспитание и обучение. И возвращение воспитательного компонента мне представляется исключительно важным. Закон является логическим продолжением и развитием государственной политики в области воспитания, закрепляет на законодательном уровне механизмы организации воспитания в основном федеральном законе сферы образования.

Далее я бы назвал закон о бесплатном горячем питании для школьников младших классов, внесённый в Государственную Думу председателями обеих палат парламента и руководителями всех думских фракций. Законом предусматривается, что все ученики начальной школы в государственных и муниципальных образовательных организациях обеспечиваются не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием. Закон позволяет повысить уровень социальной защищённости семей и укрепить здоровье наших детей.

Изменениями в статьи 71.1 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» уточнены правила приёма на целевое обучение в вузы. К сожалению, целевой приём в вузах часто используется для того, чтобы принять нужных абитуриентов, не набравших большое количество баллов по ЕГЭ. И сейчас вводится целевое обучение, которое предполагает оформление серьёзных договорных обязательств между обучающимся, образовательной организацией и работодателем.

Здесь бы я выделил законы о допуске студентов старших курсов педагогических вузов к преподавательской деятельности и возможности для иностранных студентов подрабатывать, чего они были лишены, в отличие от граждан России.

В отношении аспирантуры принят большой законопроект, который отрегулировал многие вопросы подготовки кадров высшей квалификации. Введено понятие научной аспирантуры, чего добивались многие научные организации, Российская академия наук. Установлены критерии окончания аспирантуры, связанные уже с подготовкой к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата наук.

В Трудовой кодекс внесены изменения в части установления предельного возраста для руководителей и заместителей руководителей бюджетных образовательных организаций высшего образования и научных организаций, а также руководителей их филиалов. Вопрос, связанный с созданием нового института президента высших учебных заведений и повышение предельного возраста для занятия ректорской должности до 70 лет волновал практически всю нашу сферу высшего образования.

В области научной деятельности появился закон, который позволяет научным организациям, осуществляющим высокорисковые проекты, делать это с большей уверенностью. Речь идёт о поощрении инновационных проектов, в которых возможны неудачи, что нередко и происходит. Если раньше за это могли очень серьёзно спросить, то теперь мы в известной степени позволили научным организациям экспериментировать.

В центре внимания Комитета в 2021 году будет совершенствование качества профессионального образования, а также вопросы, связанные с учебной нагрузкой в системе общего образования. Ясно, что нагрузка и на преподавателей, и на учащихся — это тема, которой надо серьёзно заниматься. Мы обратим внимание на проблемы подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей нашей экономики. Внесён и в первом чтении уже принят законопроект о просветительской деятельности, что заставит нас всерьёз заняться решением: что понимать под просветительской деятельностью. Возможно, мы будем стараться выйти на какой-то общий законопроект, связанный с просветительской деятельностью в целом.

Сейчас, в связи с пандемией, на первый план выходит тема, связанная с электронным обучением и дистанционным образованием. Было отложено рассмотрение законопроекта, вызвавшего обеспокоенность со стороны общественности. Мы займёмся его дополнительным изучением в формате слушаний и специального тематического вопроса на нашем комитете.

Кроме того, депутаты проанализируют, как исполняется программа научно-технологического развития Российской Федерации и рекомендации больших парламентских слушаний 2019 года, которые ещё не в полной мере выполнены и касаются общего образования. Мы посмотрим, как реализуются те рекомендации, которые были высказаны по итогам «правительственного часа» с министром науки и высшего образования Валерием Фальковым.

***

Накануне нового года в британском издательстве Glagoslav Publications вышел английский перевод моей книги «Код цивилизации». Эта монография посвящена осмыслению основных тенденций мирового развития через призму взаимодействия цивилизаций. Выявляется сложный и неоднозначный процесс формирования современных центров силы. Я предлагаю свои оценки и прогнозы роли и места цивилизаций в формирующемся многополярном мире.
Полагаю, что это интересная новость для всех, кто предпочитает получать информацию по-английски. Книга для людей думающих. Впрочем, я заранее готов к критическому восприятию моей работы за рубежом. Жду очередную порцию грязи — от англоязычной публики. Любопытно, в чём меня обвинят на сей раз? В любом случае жизнь продолжается, а жить всегда интересно.


Вячеслав НИКОНОВ

Журнал «Стратегия России», февраль 2021 г.



Возврат к списку