Слово главного редактора

01.09.2020 | Журнал «Стратегия России»

Этот номер журнала выходит в первых числах сентября, и поэтому вполне логично поговорить о нашем образовании. Государственная Дума на пленарном заседании 23 июня приняла законопроект «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся». Проект закона внёс президент Владимир Путин. Он не раз обращал внимание на то, что одного образования мало – приоритетной задачей школы является воспитание гражданина России, в котором сочетается любовь к  Родине и уважение к культуре и традициям страны.

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов, выступая перед депутатами, сказал: законопроект возвращает воспитательную работу в образовательные учреждения. Не только семья, но и школа должна воспитывать будущего гражданина. Для этого нужно расширить понятие «воспитание». Необходимо дополнить образовательные программы мероприятиями воспитательной работы. Следует ввести в федеральный закон «Об образовании» статью, закрепляющую механизм организации воспитательной работы, а также наделить родительские советы правом принимать участие в такой работе.

Выступая с содокладом, я обратил внимание на то, что одной из составляющих частей воспитания должно стать и в семье, и в школе воспитание патриотов. А для этого надо чаще вспоминать родную историю. Российский народ воспитан на примере настоящих героев. Это разные во времени и пространстве Георгий Жуков и Александр Невский, Юрий Гагарин и Жорес Алферов, Александр Матросов и Сергей Королев.

Когда нравственный подвиг героев забывается, то на смену им приходят другие личности. Достаточно вспомнить Украину, где сознание нации переформатировано на признании героями национальных предателей Мазепы и Бандеры. 

Мы же с вами наследники цивилизации ценностей свободы, справедливости, чести, достоинства. И очень важно, чтобы подрастающее поколение считало своими эти ценности, чтобы молодежь чтила тысячелетнюю российскую историю и понимала значение нашей Победы. Отсюда задача: воспитать победителей.

***

Летом я получил много писем от избирателей, озабоченных ситуацией в онлайн-образовании. На заседании Общественного совета при министерстве науки и высшего образования, которое прошло в начале июля, я призвал сотрудников государственных структур и общественников как-то успокоить сограждан. И от себя напомню: нет никаких планов тотального перехода на онлайн-образование. Хотя понятно, откуда страхи. Мы были вынуждены прибегнуть к дистанционному образованию в условиях пандемии коронавируса. По-другому просто не смогли бы достойно завершить учебный год.

Однако под опасениями общественности есть реальная почва. Мы много раз и в информационном пространстве, и на заседаниях нашего Комитета Государственной Думы по образованию и науке, и в министерских кабинетах обсуждали возможности онлайн-образования, все его плюсы и минусы. Тем более, что всё это шло на фоне обсуждения цифровизации экономики, социальной сферы и других областей жизни страны. Поэтому вынужденное решение о дистанционном образовании в условиях карантина было воспринято как дело решеное и пересмотру не подлежащее.

Во многих аудиториях я говорил, и повторю сейчас: не придумано ничего лучше и эффективнее личного, взаимного общения учителя и ученика. Онлайн-образование можно рассматривать как дополнительный источник получения знаний и не более того. 

Тем не менее, и это образование надо развивать. Вынужденное внедрение онлайн-образования в конце учебного года высветило неожиданный аспект: на этом направлении за считанные месяцы карантина мы достигли большего прогресса, чем за многие годы до этого. Мы сумели совершить важный рывок вперёд, получили хороший опыт на длительную перспективу, хотя сегодня нельзя точно сказать, когда он пригодится. Но что пригодится – сомнений нет. Во-первых, коронавирус никуда не ушёл, во-вторых, множество специалистов, как говорится, вошли во вкус и готовы преподавать онлайн. А в-третьих, значительно выросло количество людей, готовых онлайн учиться. То есть появился устойчивый спрос на дистанционное образование и преподавание. 

Дай Бог нам с 1 сентября перейти на нормальное, привычное образование. Но если что-то пойдёт не так, если станет угрожать вирус, мы сможем воспользоваться опытом, накопленным во время карантина.

*** 

Однако кроме желания учиться и учить онлайн, нужна инфраструктура. Мы ставили цель: широкополосный интернет должен прийти в каждую школу. Пока этой цели не достигли. Более того, сегодня стоит задача довести интернет хотя бы до каждого населённого пункта. Если дети не смогут ходить в школу из-за карантина, они должны иметь доступ к сети дома. Иначе, о каком онлайн-образовании можно говорить?

Хочу подчеркнуть, что дистанционное образование нам потребуется не только в экстренных условиях. Нынешние образовательные стандарты завязаны на использовании интернет-технологий, в сети размещены программы и для основного, и для дополнительного образования, там же есть обязательные электронные курсы.

Отсюда – проблема нормативного обеспечения дистанционного образования. На законодательном уровне мы учли все издержки онлайн-образования во время пандемии. Теперь речь должна идти о финансировании и точечной настройке законодательства.

Наконец, с резким расширением спроса на дистанционное образование так же резко возросла необходимость импортозамещения – нужны отечественное «железо» и российские операционные программы. Мы давно ждем на массовом рынке отечественные гаджеты и компьютеры. Их разработки могут стать отдельным национальным проектом.

Вячеслав НИКОНОВ

Журнал «Стратегия России», сентябрь 2020 г.



Возврат к списку