Слово главного редактора

02.09.2019 | Журнал «Стратегия России»

В конце июля я выступал на Комиссии по контролю за реализацией предвыборной программы партии «Единая Россия». Заседание Комиссии вёл председатель партии, премьер-министр Дмитрий Медведев. В своем выступлении я представил информацию о реализации партийного программного блока, посвященного образованию. В программе «Единой России» много пунктов связано с развитием образования и науки, но я выделил бы семь основных направлений, которые имеют наибольшую социальную значимость и которые звучат актуально в эти дни, когда в школах страны начался новый учебный год.

Первое – доступность и качество школьного образования. Важнейший вопрос здесь – создание новых школьных мест, удовлетворяющих современным требованиям. Что сделано?

2016 год: построено 63 новых школы (49 тысяч мест), 2017 год – 83 школы (53 тысячи мест), 2018 год – 186 школ, почти 100 тысяч мест. Но в 2019 году, по нашим сведениям, планируется ввести 98 школ, и мы опасаемся замедления динамики, так как проблема остаётся достаточно острой.

Второе направление – качество образования сельских школьников. В этом отношении важна реализация программы «Школьный автобус». После её возобновления в школы было поставлено 6 755 автобусов, а дополнительные инвестиции на эти цели станут серьёзной и качественной прибавкой. К сожалению, сельские школы, особенно малокомплектных, в ряде регионов рассматривают как неэффективные, тем самым подталкивая руководителей муниципалитетов и районов к их закрытию. Где-то это оправданно, но во многих местах, безусловно, контрпродуктивно.

Третье – нужно внимание одарённым детям, получение ими образования высокого уровня за счёт создания лицеев в составе ведущих вузов, специализированных учебно-научных центров. Здесь динамика очень хорошая. Организована реализация школьных программ разного уровня в 85 вузах, в том числе в университетах, которые участвуют в программах глобальной конкурентоспособности и опорных университетах. Но с мест звучат просьбы о внесении корректировок в бюджетное законодательство, межбюджетные отношения, чтобы регионы имели возможность финансировать программы, аналогичные тем, которые реализуются на федеральном уровне.

Создано довольно много специализированных учебно-научных центров (СУНЦ). 100 школ начинают действовать под патронажем Российской академии наук. Очень хорошо развивается сеть детских технопарков – Кванториумов. Их уже 80 в 61 субъекте Российской Федерации. И сейчас разворачивается очень важная программа создания мобильных технопарков для детей в сёлах и малых городах.

Четвертый пункт нашей программы: снизить бюрократическую нагрузку, сократить избыточную отчётность и контроль. Но школы по-прежнему продолжают «кошмарить». На мой взгляд, нужно идти по двум направлениям. Первое – нормативно определить исчерпывающий объём информации, который должна представлять образовательная организация на своем сайте. Второе – определить, что плановые проверки проводятся всеми проверяющими структурами накануне учебного года, т.е. в августе. Это, конечно, не исключает проведение при необходимости внеплановых проверок.

Пятый вопрос – оплата труда учителей. В программе мы записали: «выполнить все обязательства по выплате заработной платы педагогическим работникам; обеспечить повышение социального статуса педагогов». С одной стороны, поручение президента и программа нашей партии выполнены – мы вышли на средний уровень зарплаты по регионам. Но здесь получается «средняя температура по больнице». Росстат дал статистику заработной платы различных категорий работников, в том числе, в сфере образования. Выяснилось, что четвертая часть работников образовательной сферы получают зарплату меньше 15 800 рублей, а 7 процентов имеют оклад меньше МРОТ. Что здесь нужно сделать?

Мы сформулировали такой подход. Необходимо разработать комплекс мероприятий и сформировать совместно с регионами «дорожные карты», гарантирующие минимальную заработную плату. При работе на одну ставку – в размере не менее 70 % от средней заработной платы по экономике региона и её фиксацию в трудовых договорах с каждым учителем. Одновременно надо проработать механизмы оказания финансовой поддержки регионам в случае нехватки собственных средств. В этом случае и молодые педагоги, приходя в школы, будут получать не меньше МРОТ, а определённый уровень зарплаты, который сделает для них работу привлекательной.

Шестое – создание условий для сохранения здоровья детей. Для этого с 2019 года государство возобновило программу по строительству физкультурно-оздоровительных комплексов и бассейнов при вузах. Сегодня строится восемь бассейнов и 37 открытых и крытых ФОКов. Построено много спортивных залов, в том числе в сельской местности, и, конечно, эту работу надо продолжать.

Седьмое – доступные ясли. Есть много предложений, как решить эту проблему. Назову ещё некоторые. Необходимо предусмотреть возможность направления средств субсидии федерального бюджета на мероприятия по капитальному ремонту и реконструкции яслей, в том числе, строительству пристроек. Надо пересмотреть показатели укрупненных нормативов цены строительства по объектам образования в целях более полного учета фактических затрат. Рассмотреть возможность внесения изменений в СанПиН в целях оптимального использования помещений первых этажей жилых домов для создания ясельных групп.

Мне неоднократно приходилось говорить с самых разных трибун, что наше образование серьёзно недофинансировано. А расходы на образование – это инвестиции в будущее, и эти инвестиции обязательно нужно делать.

Вячеслав НИКОНОВ


Журнал «Стратегия России», сентябрь 2019 г.



Возврат к списку