Слово главного редактора

05.08.2019 | Журнал «Стратегия России»

Сегодня мы публикуем материалы парламентских слушаний в Государственной Думе, состоявшихся 24 июня. Они были подготовлены нашим Комитетом по образованию и науке по итогам круглых столов и заседаний Комитета, проведённых в течение года. Уже название слушаний говорило само за себя: «О мерах по повышению качества образования в Российской Федерации». В них участвовало более пятисот человек. Теперь Комитет готовит рекомендации, которые должны отразить общую позицию Думы по проблемам школьного образования.

Какие главные выводы можно сделать уже сейчас? Есть несколько проблем, без решения которых мы не сможем вывести отечественную образовательную сферу на передовые позиции. Первая проблема – кадры педагогов. Ведь образование – это люди, которые учат, и люди, которые учатся. Прежний министр образования и науки докладывал в Государственной Думе, что нехватка педагогических кадров в нашей школе составляет один процент. На слушаниях прозвучали совершенно другие цифры: полностью укомплектовано педагогами чуть больше половины школ. В остальных не хватает от 20 до 30 процентов учителей.

Что делать? Ведь в стране есть педагогические вузы, которые готовят кадры, есть педагогические отделения в непрофильных вузах. Почему же учителей, тем не менее, не хватает? В 2018 году у нас рекордно низкое количество студентов закончило педагогические вузы. Из них только треть, в лучшем случае, придёт в школы, и значительная часть из тех, кто придёт, не останется работать по специальности. Не случайно широко обсуждался на слушаниях вопрос заработной платы педагогов. Сейчас, чтобы получать зарплату на уровне средней по региону, учителя вынуждены работать на двух-трёх ставках. При этом зарплата у молодых педагогов настолько низкая, что даже в лучшем случае они получают по 15-17 тысяч рублей. Мы договорились с министром просвещения, что будем поддерживать формулу базовой ставки в школах на уровне 70% от средней заработной платы по региону, а в перспективе – 70% от средней по стране. Эта базовая ставка позволит молодым педагогам получать более достойную зарплату. Хотя, конечно, проблему лучше решать в комплексе.

Большое внимание на слушаниях было уделено малокомплектным школам. Это вторая серьёзная проблема. Ведь сельских школ в России больше, чем городских, при том, что сельское население составляет четверть от общего населения страны. Но сельские жители не менее городских нуждаются в образовании на уровне XXI века. Есть поручение Президента Российской Федерации дать нормативное определение тому, что такое малокомплектная школа. До сих пор этого не сделано. Позиция министерства финансов: финансирование малокомплектных школ региональными властями является неэффективными расходами. А в ряде случаев минфин рассматривает такое финансирование как нецелевые расходы. С последующими оргвыводами, разумеется.

Это значит, что малокомплектные школы в перспективе обречены. Допустить этого ни в коем случае нельзя. Нет школ – нет и населённых пунктов. Необходимо добиться нормативного определения понятия «малокомплектная школа», причём с учётом региональной специфики. Нужны чётко установленные нормативы финансирования таких школ, исходящие из региональных особенностей.

Ещё один момент, по которому на слушаниях достигнуто полное согласие: педагог должен преподавать, работать с детьми, а не заполнять бесконечные формы отчётности. Образовательные организации до сих пор сталкиваются с колоссальным количеством проверок самых разных ведомств. К сожалению, проблема дебюрократизации и излишних проверок в системе образования не решена. Министерство просвещения готово максимально сократить количество отчётных документов, но существует множество других организаций, которые запрашивают информацию у школ.

Необходимо предусмотреть, может быть, законодательно, что никакая организация не может требовать от школ и детских садов информацию, кроме той, которая в обязательном порядке, в соответствии с законом, уже находится на сайте этой образовательной организации. Что касается проверок, то все они могут осуществляться перед началом учебного года, в августе. В остальное время школам нужна свобода от этих проверок. То есть люди здесь должны спокойно, без нервотрёпки, работать. Особенно это касается малокомплектных школ. Их необходимо вообще освободить от избыточной регламентации в части норм, выполнение которых нереально или неразумно.

На слушаниях большое внимание было уделено вопросам здоровья учащихся, организации правильного питания. И это тоже проблема. Как и ликвидация вторых и третьих смен в школах. Президент поставил задачу ликвидации второй смены, но, к сожалению, сейчас все нормативные документы, в том числе проект «Образование», исходят из того, что к 2024 году мы ликвидируем только третью смену. Вторая смена при нынешних траекториях финансирования будет существовать еще до второй половины нашего века. Сейчас 13% учащихся учатся во вторую и третью смену, и этот показатель уже несколько лет остаётся, к сожалению, стабильным.

И самый важный вывод из слушаний – необходима стратегия развития образования. Мы приняли закон о стратегическом планировании, но до сих пор нет законов о стратегии развития образования и науки. А раз нет такой стратегии – нет понимания содержания работы и объёмов её финансирования. Ещё раз говорю: сфера российского образования недофинансирована. По уровню расходов на образование в процентах от ВВП Россия занимает в мире только 98-е место. Этого быть не должно, если мы собрались строить великую державу.

Вячеслав НИКОНОВ



Возврат к списку