Слово главного редактора

01.03.2019 | Журнал «Стратегия России»

На протяжении десятилетий Мюнхен был символом предательства, измены, попустительства агрессии. Но в последние годы он стал символом речи Владимира Владимировича Путина в 2007 году на конференции по безопасности. Речь была самым ярким событием за всю более чем полувековую историю мюнхенских встреч.

Очередная конференция состоялась в середине февраля. Собралась толпа людей, занимающих видные посты в правительстве Соединённых Штатов Америки и европейских государств. В частности, на конференции отметился американский вице-президент Майк Пенс. При этом не была представлена та часть американского руководства, которая, собственно, и рулит страной, то есть администрация Дональда Трампа. А это — политическая и экспертная элита, представляющая электорат президента. Ещё почти не были представлены политические силы Европы, которые находятся справа и слева от либерального европейского мейнстрима. Поэтому нынешняя Мюнхенская конференция — это очень узкий взгляд влиятельных кругов на то, что происходит в мире.

Сразу скажем: взгляд узкий и апокалиптический. Как посчитали в Мюнхене, либеральный мировой порядок разрушается на глазах, причём под либеральным порядком там понимают то, что мы называем американским глобальным доминированием.

В девяностые годы в нашей стране было принято выезжать за рубеж и ругать Россию. В Соединённых Штатах Америки такого не было никогда. Никогда раньше не было, чтобы американские представители выезжали на международную конференцию и ругали свою страну. На последней Мюнхенской конференции американские участники, за исключением вице-президента Пенса, все как один ругали администрацию Трампа. Так же, заметим, как и все европейские лидеры. Такого на Мюнхенской конференции тоже не было никогда!

Здесь всегда ругали Россию. И в этот раз ругали как обычно. Именно Россия виновата в упадке мирового порядка, потому что она «подрывает европейское единство», «срывает демократические выборы и вмешивается в них», «обижает Украину» и далее по списку.

При этом я бы заметил, что наш министр иностранных дел Сергей Викторович Лавров, который возглавлял российскую делегацию, провёл на полях Мюнхена двадцать встреч с коллегами, министрами иностранных дел, и все они прошли в конструктивной обстановке. Вот этот разрыв между риторикой Мюнхена и реальной ситуацией всё сильнее нарастает.

То, что произошло на Мюнхенской конференции, было расценено многими как трагедия, но многими — как проходной эпизод. Уйдёт президент Трамп в 2020 году, вернётся нормальный президент-демократ, и всё встанет на свои места. Это — главный лейтмотив конференции.

На самом деле никакого возвращения к старому быть уже не может: мир изменился кардинальнейшим образом. Центр силы сместился из ареала Мюнхенской конференции, с Запада, на Восток. Там сегодня основные экономические центры, там центры геополитики и там определяются принципы будущего мирового порядка. Это будут принципы не Мюнхена, а принципы БРИКС, ШОС, основанные на национальном суверенитете, уважении взаимных интересов и, конечно, на тех принципах, которые всегда отличали нашу внешнюю политику, а вовсе не американскую.

***

Ровно тридцать лет назад советские войска были выведены из Афганистана, и тогда ситуация в этой стране была гораздо лучше, чем сейчас, после восемнадцати лет американского присутствия. Вот цитата из недавнего заявления Трампа: «Самая скверная и единственная ошибка за всю историю нашей страны — это решение президента Буша-младшего пойти на Ближний Восток. Наша страна потратила семь триллионов долларов США на Ближнем Востоке. Семь триллионов и миллионы жизней, я учитываю потери с обеих сторон».

В середине февраля несколько американских сенаторов внесли законопроект об очередном ужесточении антироссийских санкций. В числе соавторов законопроекта — республиканец Кори Гарднер, который в прошлом году предложил внести Россию в список спонсоров терроризма наравне с её союзниками Ираном и Сирией.

Разве семь триллионов долларов, потраченных на уничтожение миллионов жизней, о которых сказал Трамп, не спонсорство терроризма? Семь триллионов долларов — это сто пятьдесят годовых военных бюджетов Российской Федерации. Соединённые Штаты пошли на Ближний Восток и разворошили его. Это привело к гибели миллионов людей, к разрушению государственности в Афганистане, Ираке, Ливии, Сирии. Это привело и к всплеску международного терроризма. После того как Соединённые Штаты начали в 2001 году борьбу с террором, масштабы терроризма по оценке «РЭНД Корпорэйшн», выросли на Ближнем Востоке в двести раз.

Поэтому говорить о спонсорстве международного терроризма можно и нужно. Истоки его мы знаем. Знаем, кто создавал «Аль-Каиду», чтобы с её помощью бороться с советским присутствием в Афганистане, знаем, что ИГИЛ возник в Ираке, в американских тюрьмах, где содержались арестованные террористы и бойцы армии Саддама Хусейна. Такой сплав и породил ИГИЛ. В Сирии решалась очень важная задача: уничтожение террористического интернационала, который мог бы прийти к нам, в Россию. Эта задача была блестяще решена, причём всё это стоило намного меньше тех семи триллионов долларов, о которых скорбит американский президент.

Объявление новых санкций России из пакета сенатора Гарднера и его коллег будет сравнимо с объявлением экономической войны. Предыдущий пакет был заблокирован благодаря усилиям американского делового сообщества. Но в американском истеблишменте, как показала Мюнхенская конференция, хватает ненавистников России, и они будут с маниакальной настойчивостью пробивать новые и новые санкции, используя любой предлог.

Вячеслав НИКОНОВ


Журнал «Стратегия России», март 2019 г.



Возврат к списку