Слово главного редактора

03.09.2018 | Журнал «Стратегия России»

Депутаты Государственной Думы 19 июля 2018 года на пленарном заседании обсудили правительственный законопроект пенсионной реформы. Проект в первом чтении одобрен. Однако работа над реформой, естественно, этим не ограничилась. Тогда же, на пленарном заседании, было решено, учитывая разное отношение общества к реформе, особенно к повышению пенсионного возраста, продолжить обсуждение законопроекта в том числе и на площадке парламента.

По всей стране шло обсуждение проекта реформы. Своё отношение к ней высказал и президент Владимир Путин. В частности, на встрече 20 июля с волонтёрами в Калининграде он заявил: «По большому счёту, можно вообще ничего не делать в течение пяти, шести, семи и даже, может быть, десяти лет. В принципе, нам хватит возможностей обеспечивать поддержание пенсионной системы. Но что происходит, и что будет происходить на ближайшую, среднесрочную, отдалённую перспективу»?

Дилемма перед разработчиками проекта пенсионной реформы стояла непростая: обеспечить повышение уровня жизни пенсионеров и не навредить тем, кому только предстоит выйти не пенсию. А здесь-то мнения и разделялись. В отдельных случаях — радикально.

Поэтому было решено 21 августа провести в Государственной Думе парламентско-общественные слушания по совершенствованию пенсионного законодательства с приглашением граждан, руководителей профсоюзов, парламентариев из регионов, руководителей деловых объединений, представителей власти. Перед слушаниями ЦИК партии «Единая Россия» провёл заседание генсовета по итогам обсуждения пенсионной реформы, которое шло по всей стране. Были обсуждены рост размеров пенсий, предоставление рабочих мест для людей предпенсионного возраста, страховые взносы компаний, льготы пенсионерам.

21 августа в зале пленарных заседаний Государственной Думы собралось около 600 участников парламентско-общественных слушаний. Задачей слушаний, по общему мнению, было всестороннее обсуждение пенсионной реформы, чтобы качественно доработать законопроект ко второму чтению. Выступающие отмечали, что если ничего не менять в пенсионной системе, то через десять лет может наступить её коллапс. Представители профсоюзов сообщили, что большинство работающих — против повышения пенсионного возраста. Вообще, эта тема стала основной в выступлениях.

С проблемой старения населения сталкиваются все развитые страны. Но если мы возьмём быстрорастущие государства, которые расположены в Африке южнее Сахары, то там оно, напротив, становится всё более и более молодым. Россия же находится далеко не в худшем положении. Необходимо учитывать не только количество людей, находящихся на пенсии, но и количество тех, кто находится на иждивении вообще. Помимо пенсионеров, туда входят ещё и дети. По этому показателю из-за довольно небольшого количества рождающихся детей соотношение работающих и иждивенцев достаточно благоприятное, хотя это и плохо с точки зрения демографии и роста населения.

Что же касается пенсионного возраста, то в таких странах, как Индия и Китай, эта проблема не актуальна, поскольку пенсионной системы как таковой там не существует. У нас же, как известно, действует всеобщая пенсионная система, так что с этой точки зрения нам гораздо сложнее. И следует заметить, что пенсионный возраст в России — 55 лет для женщин и 60 для мужчин — является самым низким из всех известных мне государств.

В то же время у нашей системы есть ряд особенностей, которые, безусловно, нуждаются в реформировании. В России огромное количество людей, начиная с советских времён, выходит на пенсию задолго до обозначенного возраста. Речь идёт о льготниках. И вот здесь нужно очень серьёзно пересмотреть все имеющиеся нормы. Условия труда и уровень жизни у нас ничуть не хуже, чем во многих других странах. Если брать в рассмотрение весь остальной мир, то Россия находится в довольно благополучной категории. Напомню, что половина человечества (это 3,5 миллиарда человек) живёт меньше чем на 2 доллара в день, а 80% человечества живёт меньше чем на 10 долларов. Что же касается аргумента о том, что у нас низкая продолжительность жизни, и поэтому на пенсию надо выходить раньше, то он тоже не выдерживает критики, потому что в нашей стране она опять же не самая низкая и постоянно растёт. И надо сказать, что нигде в мире размер пенсионного возраста никак не соотносится с продолжительностью жизни. Это просто разные категории.

Я не считаю, что надо повышать пенсионный возраст в целом, но очевидно, что необходимо дать людям возможность работать после выхода на пенсию. Мои одноклассницы и однокурсницы в прошлом и этом годах дружно стали пенсионерками, и среди них я не знаю никого, кто бы был изнурён своим трудом и радовался такому жизненному повороту. Напротив, эта ситуация вызывала у них негативные эмоции.

Много говорилось на слушаниях и о том, где взять средства на «мягкое» проведение пенсионной реформы, на повышение пенсий. Я уже говорил, что можно сделать в этом направлении. В частности, Россия вдвое сократила вложения в казначейские обязательства США. Давно пора. Продав все обязательства, можно выручить 6,5 триллиона рублей. Это столько, сколько можно получить за 10 лет от повышения НДС на 2%. Чем не альтернатива?

В ходе слушаний внесено свыше ста поправок в законопроект. Срок их предоставления продлён до 24 сентября. Рабочая группа продолжит работу с поправками вместе с профильными комитетами Государственной Думы, представителями фракций и гражданского общества. Надо думать, что и вторые чтения пройдут на повышенном эмоциональном фоне. Это и понятно — речь идёт о законопроекте, который затрагивает судьбу каждого гражданина России.


Вячеслав НИКОНОВ


Журнал «Стратегия России», сентябрь 2018 г.



Возврат к списку