Повестка дня. Лю Биньцзе. Один пояс, один путь
06.11.2017 | Журнал «Стратегия России»Уважаемый товарищ Лю Биньцзе! Для нас большая честь и огромное удовольствие приветствовать наших китайских друзей и коллег в стенах Государственной Думы Российской Федерации.
Мы знаем, что Китай является нашим надёжным старым другом и партнёром. Между нашими странами развивается всеобъемлющее и равноправное доверительное партнёрство и стратегическое взаимодействие. И ещё — между Россией и Китаем существуют устойчивые и многолетние межпарламентские связи.
В первый раз как член думской и парламентской делегации я побывал в Китае в 1994 году и с тех пор практически ежегодно бываю в вашей замечательной стране. Я вижу тот колоссальный прогресс, с которым идёт Китайская Народная Республика все эти годы.
Руководители наших палат встречаются как минимум один раз в год. Товарищ Чжан Дэцзян, председатель Всекитайского Собрания народных представителей, был в Государственной Думе в апреле этого года, мы его с удовольствием приветствовали. А сегодня нам очень приятно видеть здесь председателей и членов комитетов по науке и образованию, культуре и здравоохранению Всекитайского Собрания.
У вас, товарищ Лю Биньцзе, всеобъемлющий комитет, вопросами которого в Государственной Думе занимаются три комитета. А в Государственной Думе прошлого созыва занималось даже четыре комитета: по образованию, по науке, по здравоохранению и по культуре. Эти сферы, я считаю, в любой стране являются самыми главными в формировании человеческого капитала. Поэтому для нас важны контакты с Китаем во всех этих областях, в том числе на уровне межпарламентских связей.
Китай — древнейшая культура на планете Земля, насчитывающая как минимум пять тысяч лет истории. Китайское образование, конфуцианское в своей основе, и наука на протяжении большей части из этих пяти тысяч лет опережали в развитии весь остальной мир. И многие достижения китайского здравоохранения, которым не одна тысяча лет, сегодня широко используются в мировой медицинской практике.
Для Российской Федерации очень важно усиление сотрудничества по всем направлениям с Китаем во всеобъемлющем равноправном доверительном партнёрстве и стратегическом взаимодействии.
Мы понимаем, что существует очень большой неиспользованный потенциал этого партнёрства в тех сферах, которыми занимаются наши комитеты. Вот почему так важно вместе обсудить совершенствование и развитие нашего сотрудничества на межпарламентском уровне. У нас есть общая оценка международной ситуации. И она заключается в том, что две наши страны оказывают всеобъемлющее воздействие на всю мировую повестку дня.
Принципы международных отношений, которые отстаивают Россия и Китай, наши ценности, основанные на многополярности и уважении международного права, невмешательстве во внутренние дела друг друга, являются основными принципами, которыми человечество должно дорожить и руководствоваться в ХХI веке.
Недавно я читал стенограммы переговоров, которые вело в 1949–1950 годах советское руководство с Мао Цзэдуном. Мне особенно запомнилась формула, которую предложил Сталин и с которой согласился Чжоу Эньлай. Это было выражение «спина к спине». Думается, что подобная формула очень важна и для современного мира, в котором Россия и Китай сталкиваются со схожими вызовами глобального порядка со стороны единственной сверхдержавы. И эти вызовы они действительно смогут отразить, если будут держаться спина к спине.
Мы занимаем солидарную позицию в Организации Объединённых Наций — практически по всем вопросам мировой повестки дня. Особенно важна в современной ситуации общность позиции по таким вопросам, как мирное разрешение конфликта вокруг Северной Кореи, урегулирование на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Существует большое количество двухсторонних и многосторонних проектов, которые нам надо реализовывать с максимальным подключением потенциала науки, образования и культуры.
Один пояс, один путь — это ведь не только девиз в решении задач транспортных сообщений. Это смысл продвижения наших усилий в политической, культурной, образовательной и научной сферах. Мы очень высоко оцениваем нынешнее китайское председательство в БРИКС и результаты прошедшего в городе Сямэне саммита. Этой встрече делегаций стран БРИКС предшествовали многочисленные интеллектуальные разработки, в том числе академический форум, межпартийный форум и форум гражданских обществ БРИКС. Последняя встреча прошла в июне в Фучжоу, в ней приняли участие представители нашей Государственной Думы. Напомню, что в 2015 году в период российского председательства была реализована первая инициатива проведения парламентского БРИКС. По моему убеждению, парламентское измерение БРИКС обязательно надо возобновлять. Мы знаем, что оно прервалось в индийское председательство, поскольку Индия была не очень заинтересована в таком формате. Но мы предлагаем парламентское измерение БРИКС развивать и дальше. Знаю, насколько это непросто, но можно проработать вопрос о парламентском измерении с Шанхайской организацией сотрудничества.
Что касается наших академических обменов, то, конечно, здесь есть огромный потенциал для их расширения. Я представляю Московский государственный университет как декан факультета государственного управления, и знаю, что у МГУ — десятки договоров с китайскими партнёрами из разных университетов.
Я недавно поинтересовался, сколько студентов в наших регионах поступили в магистратуру. На первом месте оказалась Москва, на втором — Московская область, на третьем — Китай, на четвёртом месте — Санкт-Петербург. В этом году Московский университет открывает свой филиал в Шэньчжэне, где университет даже внешне похож на МГУ. Здесь будет проводиться совместная подготовка студентов наших стран.
Когда мы говорим об образовательных обменах, то, конечно, ключевую роль играют знания языков двух стран. И здесь большое поле для деятельности. Потому что, на наш взгляд, недостаточно пока российских студентов изучают китайский язык. И в Китае русский — тоже. Да, Китай большая страна, там всего много, в том числе и изучающих русский язык. Но это количество могло бы быть больше. И здесь надо только приветствовать большую активность институтов Конфуция, которые есть в нашей стране. И со своей стороны мы тоже готовы развивать центры фонда «Русский мир», где я председатель правления. У фонда есть восемь центров в китайских университетах. Но мы могли бы и дальше развивать эту сеть.
Нам действительно надо гораздо больше узнавать друг друга. Потому что в последние годы менялись обе страны. Китай быстрее, Россия медленнее, но мы тоже менялись. Тем не менее у людей ещё остаются старые представления о наших странах.
Я согласен с товарищем Лю Биньцзе, который говорил, что должно быть активизировано сотрудничество в сфере инноваций. Оно, я знаю, существует, причём существует даже в таких деликатных областях, как оборонное производство. Но очевидно, что здесь можно сделать гораздо больше. Нам близка тема, которую поднимали китайские коллеги, о возможном сотрудничестве в сфере Интернета и контроле его деятельности. Я бы сказал, что условия для работы Интернета в России и в Китае разные, но у нас одна задача — чтобы противоправный контент не попадал в Интернет. И такую задачу сегодня рассматривает наш парламент.
Нам очень близки и проблемы демографии. Хотя только некоторые являются общими, а многие — разными. Например, мы тоже сталкиваемся с проблемой старения населения и пытаемся её устранить. Но для того, чтобы с ней справиться, нам надо, чтобы в семьях рожали не второго ребёнка, а третьего и четвёртого.
Что касается обмена сотрудничеством в сфере законодательства в области образования, то здесь мы открыты к сотрудничеству. И не только в сфере образования, но и культуры, здравоохранения, науки.
В Совете Федерации недавно заявили, что у нас в последнее время мало законов принималось. Потому что законы в основном принимает Государственная Дума, а не Совет Федерации. У нас разделение ролей. Мы работаем с законами, а Совет Федерации некоторые из них утверждает. Например, всеобъемлющий закон «Об образовании...» был принят не так давно и вступил в силу в 2013 году. После чего мы внесли вытекающие из этого закона поправки ещё в 168 законов. Но Совет Федерации об этом или не знал, или делал вид, что не знает.
Сейчас мы работаем, начинаем работу над большим законом о науке, который тоже объединит всё законодательство в этой сфере. И поэтому китайский опыт нам тоже будет очень полезен. Ни одна страна мира в последние годы не добилась такого резкого рывка прогресса в сфере науки и образования, как Китай. Впрочем, это не единственные области, в которых Китай сейчас демонстрирует наибольшую динамику в мире. Поэтому и нам надо бы научиться действовать по принципу «неважно, какого цвета кошка, главное — чтобы она умела ловить мышей».
Вернусь к закону «Об образовании…». Как я уже сказал, в него было внесено очень много поправок. В Государственной Думе каждый депутат пользуется правом законодательной инициативы. Некоторые члены нашего Комитета и не только нашего, на мой взгляд, пользуются этим правом слишком часто. Мы постоянно рассматриваем поправки в закон «Об образовании…». По моим оценкам мы приняли, наверное, 50 поправок к закону после его принятия и намного больше отклонили.
Что касается специального закона в сфере искусства, то эти вопросы в основном регулируются как раз законом «Об образовании…», где предусматриваются особенности разных учебных заведений. Ясно, что для подготовки специалистов в сфере искусства нужны другие условия, чем, скажем, для подготовки экономистов, юристов или бухгалтеров. Поэтому и в законе «Об образовании…», и подзаконных актах довольно подробно прописана специфика подготовки специалистов именно в сфере культуры.
Для вузов, готовящих таких специалистов, предусмотрены свои нормативы финансирования. Отдельной статьёй в закон о бюджете сейчас, например, вносится поправка об увеличении финансирования организаций музыкального образования для приобретения музыкальных инструментов. Это тоже функция Государственной Думы. Здесь наш Комитет активно взаимодействует с Комитетом по культуре, пытаясь создать наиболее благоприятные условия и для подготовки таких специалистов, и для возможности для всех учащихся знакомиться с лучшими достижениями культуры. Например, совместно мы установили один день в неделю, когда все учащиеся нашей страны могут посещать музеи бесплатно. Это не сильно обрадовало музейное лобби, но мы считаем, что это правильно. Хотя бы день в неделю музеи могут пускать учащихся бесплатно. У нас в сфере образования больше, пожалуй, бесплатных услуг, чем сейчас в Китае. В этом году 57 процентов выпускников школ были обеспечены бюджетными местами, то есть возможностью бесплатно учиться в институтах.
Законодательство об образовании — с одной стороны, материя бесконечная. И мы будем вносить поправки постоянно. Хотя с другой стороны, образование — это очень консервативная сфера, и чем меньше с ней экспериментировать, тем лучше. Как и в медицине, здесь, наверное, главный принцип — не навредить.
Уважаемый Вячеслав Алексеевич, спасибо за тёплые слова! Визит в Государственную Думу России для нас большая честь. Как вы сказали, всестороннее взаимодействие и стратегическое сотрудничество быстро развиваются между нашими странами, что для наших народов очень полезно. За последние годы мы расширили наше сотрудничество во многих сферах, не только в экономике. Мы реализуем многие совместные экономические и социальные проекты.
Кроме того, во внешней политике и по международным делам мы тоже тесно сотрудничаем, и это имеет большое влияние на весь мир. Мы взаимодействуем по ключевым международным вопросам, и это служит справедливости во многих международных делах. У нас общая позиция против гегемонии и однополярного мира.
Стратегическое партнёрство и взаимодействие оказывают очень позитивное влияние на наши народы. Как вы сказали, на фоне всего этого межпарламентские связи между нашими странами тоже быстро развиваются. Активное общение между руководителями наших стран, межпарламентский механизм общения и обмена информацией активно действуют. Члены нашего комитета каждый год приезжают в Россию.
Это очень способствует сотрудничеству между нашими парламентами. У нас очень много общего именно в этих четырёх сферах: наука, культура, образование и здравоохранение. В своей работе мы акцентируем усовершенствование образовательной системы и стараемся сделать образование справедливым для всех, повысить конкурентоспособность наших вузов и качество преподавания в университетах. В научной сфере мы делаем акцент на инновации. Мы разрабатываем законы для того, чтобы обеспечить рабочие места и возможности для стартапов в открытии бизнеса. Наука в Китае, конечно, получила огромный прогресс, но по сравнению с мировыми лидерами в этой сфере мы ещё уступаем по некоторым позициям. Поэтому наша работа заключается в том, чтобы обеспечивать законодательный фундамент развития науки и инноваций.
В сфере культуры мы тоже стараемся защитить добрые культурные традиции и продвигаем инновационные проекты. Ещё встречаем вызовы Интернета, как и многие общества на планете. Мы сейчас разрабатываем законопроект по общественным услугам именно в культурной сфере, где отдельно и подробно готовим законы по безопасности в Интернете.
Для развития индустрии культуры предлагаем соответствующие законы. Уже вступил в силу закон о кино. Одна из важнейших целей этой работы заключается в том, чтобы повысить конкурентоспособность нашей кинопродукции, противопоставить американским фильмам киноленты Китая. И новые технологии порождают очень многие новые культурные продукты. Мы стараемся развивать эти технологии, потому что наблюдается тенденция диверсификации разных продуктов в Интернете. Это, конечно, приносит пользу развитию культуры, но и несёт самые разнообразные вызовы. Именно поэтому в нашей работе мы осуществляем контроль этих материалов в Интернете.
Мы отвечаем за ситуацию в здравоохранении, решаем вопросы демографии. Недавно внесли поправку в закон о демографии. Разрешили иметь второго ребёнка в семье, чтобы сложилась полезная, позитивная структура в борьбе с проблемой старения народа. Ведь это всё тесно связано с социальными и экономическими вопросами.
Россия имеет большие приоритеты во многих отраслях науки, образования и культуры. Российские деятели науки и искусства очень известны во всём мире. Поэтому наша совместная работа в этих сферах в целом может повысить общий уровень культуры человечества. И не случайно мы придаём большое значение совместной работе с вами.
Что касается межпарламентских связей, то только с Россией у нас есть постоянный механизм взаимодействия. Поэтому в рамках сотрудничества между парламентами мы бы очень хотели углублять связи между нашими комитетами. Здесь я вижу полное понимание со стороны Вячеслава Алексеевича Никонова.
С какими проблемами сталкивается сегодня китайское общество? Для мира в целом главная проблема — неритмичное развитие экономики и разного рода кризисы. Конечно, не обошла эта проблема и нашу страну. Но экономический фактор для нас не такой серьёзный вызов, как для большинства стран. Наша экономика много лет развивается стабильно, и среди мировых держав, как показывает практика, здесь лучшие показатели у нас.
С другой стороны, в Китае появилось много социальных вопросов, и это, как ни парадоксально, следствие успешного экономического развития. Когда в материальном плане достигаются определённые успехи, у народа, соответственно, появляется всё больше запросов к образованию, науке и культуре. Люди хотят с пользой для здоровья и духовного развития проводить свободное время. Есть у нас и проблема безопасности продуктов питания, лекарств и другой продукции широкого потребления.
Таким образом, внимание китайского общества переключается на социальные проблемы, и поэтому на наших плечах очень большая работа. О её объёме можно судить хотя бы по тому, что в нашем комитете — почти четверть депутатов всего китайского парламента. То есть развитию образования, науки, культуры и здравоохранения в нашем Собрании народных представителей придают очень большое значение.
Утром нас принимали в Совете Федерации. И мы услышали, что в России в этих сферах за последние годы разрабатывали не так много законов. Поэтому мы бы очень хотели усилить нашу совместную работу, расширить наше общение и обмен опытом.
Всекитайское Собрание народных представителей — это единственный законодательный орган, где мы разрабатываем и принимаем законы. А что касается важнейших законов, есть специальные комитеты, которые занимаются соответствующими вопросами и потом представляют законодательные акты в постоянный комитет Всекитайского Собрания народных представителей на рассмотрение и принятие. Поэтому у нас нет такой процедуры, чтобы представлять законы в другой орган, как у вас в Совет Федерации. То есть вся законодательная власть сконцентрирована в нашем единственном парламенте. Тем не менее наша общая задача заключается в том, что мы должны усилить совместную работу.
Наша дружба имеет очень длинную историю. В создании нашего нового государства и в развитии Китая значительную помощь оказали советский и российский народ. Поэтому в новом веке мы тоже очень хотим сохранить добрые отношения и вместе идти вперёд. Уверен, что наши межпарламентские отношения помогут на этом пути.
Мы должны развивать наше сотрудничество во всех направлениях.
По научному сотрудничеству, конечно, мы не можем ограничиться только сотрудничеством в военной сфере или в энергетике и промышленности. Мы должны охватить все области социальной жизни и новой экономики. Инициатива «Один пояс и один путь» предоставляет возможность многим регионам наших стран проводить совместную работу по различным проектам.
Россия является нашим надёжным партнёром почти во всех международных организациях, в том числе в ШОС, БРИКС и «Большой двадцатке». Наша совместная работа, наша воля для мирового сообщества имеет огромное значение. Поэтому Китай поддерживает наше двустороннее сотрудничество, и мы должны развивать его.
Вячеслав Алексеевич рассказывал о ситуации в образовании и упомянул китайских студентов. Хочу добавить, что сейчас в России учится больше 70 тысяч китайских студентов, но это, на наш взгляд, недостаточно, мы должны ещё усилить работу в этом направлении. После создания нового Китая несколько поколений китайских руководителей учились именно в Советском Союзе. Особенно в 1950-е годы многие представители государственного бизнеса и руководители государственных органов проходили учёбу или стажировку в Советском Союзе. Именно они принесли Китаю фазу современного развития.
Поэтому в нынешних реалиях мы тоже хотим сохранить и развить эти добрые традиции. Ещё не так давно, в течение 10 лет, во всех школах изучали в качестве иностранного только русский язык. Лишь с 1980-х годов произошла некоторая диверсификация, и в нашей стране начали изучать другие иностранные языки. Однако к тому времени у нас сложилась база активного изучения русского языка.
Поэтому мы считаем, и об этом тоже говорил Вячеслав Алексеевич Никонов, что между нашими учреждениями — институтом Конфуция и Центрами русского языка, необходимо развивать более плотное сотрудничество. Это поможет усилить совместную подготовку кадров.
Приехав в Москву, мы погуляли по вашей столице и встретили многих людей, которые хоть немного говорят по-китайски. Это прямое доказательство того, что наша работа получает хороший эффект. Поэтому я считаю, что и наши правительства должны способствовать развитию языковых связей. Хороший опыт такой правительственной поддержки есть в других сферах, и его надо только приветствовать.
Журнал "Стратегия России"№ 11 ноябрь 2017 г.