Слово главного редактора
01.11.2017 | Журнал «Стратегия России»Министр образования и науки Ольга Васильева представила в Государственной Думе на «правительственном часе» доклад правительства о реализации государственной политики в сфере образования в 2016 году. Я выступал от фракции «Единая Россия» на обсуждении этого доклада.
Каковы же основные проблемы в сфере образования, над которыми Государственной Думе и правительству предстоит работать в ближайшее время?
Образование – самая крупная социально-экономическая сфера. Каждый день 35 миллионов человек, больших и маленьких, переступает пороги учебных заведений, из них 30 миллионов – обучаются, а 5 миллионов – учат и обеспечивают учебный процесс.
Образование – залог будущего. Наше образование по многим рейтингам остаётся лучшим. Свидетельство этому – продукция нашего оборонного комплекса, превращение России в кибернетическую сверхдержаву. Мы опережаем сейчас по многим показателям западные страны, к уровню которых так стремились в образовательной сфере, но, к сожалению, уступаем по темпам восточным странам, опыт которых явно недооценивали.
Мир не стоит на месте, и мы тоже не должны стоять.
С новым министром наша фракция и Комитет по образованию и науке сотрудничает очень продуктивно. Замечательно, что в ведомстве больше не рассматривает образование как услугу. Это, безусловно, общественное благо. Совершенно иной акцент сделан сейчас на педагогическом образовании. Прекратилось бездумное слияние вузов, увеличился экспорт образования. В целом вся образовательная система задышала более свободно.
Представляется, что сам факт обсуждения правительственного доклада на заседании палаты и порядок его обсуждения должны быть закреплены отдельным законом. Думаю, нужно законодательно установить и предоставление доклада о состоянии науки. Соответствующие законопроекты были внесены еще в предыдущем созыве Государственной Думы, сейчас самое время к ним вернуться.
Представленный документ все еще в значительной степени является отчетом о работе Министерства образования и науки РФ. Между тем, образование – это сфера деятельности всего правительства. Учебные заведения есть у многих министерств. Образование должно быть правительственной политикой, а не политикой только одного министерства.
Дошкольное образование. В этом году прошло внедрение стандарта дошкольного образования, это реальное достижение. Но у нас проблемы, вызванные демографическими успехами. Практически решена задача обеспечения детскими садами детей от 3 до 7 лет, а теперь проблема обеспечения местами детей до 3 лет выдвигается на первый план. Только в 33 субъектах Федерации обеспеченность местами составляет больше 90 процентов.
Школы. Их строительство – важнейший государственный проект. Сейчас строиться больше школ, чем в последнее десятилетие. Мы в этом году оценили качество новых школ. Это современные замечательные сооружения. Однако идёт очень сильное отставание от параметров, намеченных в 2015 году. Недофинансирование, в том числе со стороны федерального бюджета, не просто значительное. По сравнению с действующим распоряжением правительства Российской Федерации сейчас программа недофинансируется в разы! Мы не сможем к 2025 году организовать учебный процесс в одну смену, если сохраним нынешние темпы на федеральном и региональном уровнях.
Министерство образования и науки впервые за долгие годы начало серьёзно заниматься проблемой содержания образования. Я много лет вхожу в коллегию министерства и должен сказать, что ни разу при прежнем руководстве не обсуждался вопрос содержания образования: чему учить детей. Впервые с 2003 года возвращается содержание в федеральные государственные образовательные стандарты, и это, в том числе, результат наших усилий.
Наш Комитет по образованию и науке вместе с заместителем председателя Государственной Думы Ириной Яровой подготовил законопроект, который законодательно фиксировал возвращение содержания образования в федеральные государственные образовательные стандарты. Он был отвергнут правительством. Думаю, теперь к этому вопросу мы обязательно должны вернуться.
Что касается регулярно критикуемого Единого государственного экзамена, то позиция Комитета проста: если кто-то предложит нечто более объективное и менее коррупционное, чем ЕГЭ, мы готовы это предложение рассмотреть. Пока все поступающие идеи этим критериям не отвечают.
Вузы. Законодательные приоритеты очевидны. Необходимо совершенствовать механизмы целевого приёма, об этом шёл разговор с председателем правительства, мы ждём законопроект.
По отраслевым вузам наше обращение к председателю правительства услышано, но проблемы остаются. Даже по несовершенным нормативам, действующим сейчас, вузы недофинансированы на 46 миллиардов рублей.
Дебюрократизация системы образования. Мы понимаем, что не всё зависит от минобрнауки, но многое все-таки зависит именно от него. Считаем, нужно законодательно ограничить право органов власти федерального, регионального и муниципального уровней запрашивать у образовательных организаций информацию, которая в обязательном порядке уже размещена на их официальных сайтах. А это 85 процентов от всей запрашиваемой информации.
Бюджет. Конечно, это самое сложное. Система образования недофинансирована. И в решении этой проблемы мы союзники с министерством образования и науки.
Как говорил Дмитрий Иванович Менделеев, «образование есть благоприобретенный капитал, отвечающий затрате времени и труда и накоплению людской мудрости и опытности».
Расходы на образование – самые надёжные инвестиции в будущее.
Вячеслав НИКОНОВ
Журнал «Стратегия России», № 11 ноябрь 2017 г.