Слово главного редактора

02.05.2017 | Журнал «Стратегия России»

В связи с ракетным ударом Соединённых Штатов Америки по сирийской военной базе Шайрат Государственная Дума на пленарном заседании 7 апреля приняла обращение к парламентам мира. Мы призвали осудить агрессивные действия США.

Не первый раз США совершают акт агрессии, нарушают нормы международного права, которые не позволяют использовать вооружённые силы за пределами мандата Совета Безопасности ООН, либо с согласия той страны, где применяется эта вооружённая сила. Ясно, что сирийская сторона такого согласия не давала.

Не первый раз Соединённые Штаты игнорируют голос мирового сообщества, мнения парламентов 143 стран, которые призвали к деэскалации напряжённости в Сирии. И не впервые они применяют силу против военного объекта на территории суверенного государства. Причём американцам было хорошо известно, что в Шайрате находятся российские военнослужащие. А что если бы кто-то из них погиб? Об этом даже страшно подумать.

Администрация Соединённых Штатов подводит мир к очень опасной черте, за которой может начаться неконтролируемое развитие международной напряжённости. США создали определённый и очень нехороший прецедент. Повод для того, чтобы нанести вооружённый удар по Сирии, достаточно традиционный для Соединённых Штатов. И этот повод — провокация. Большая война во Вьетнаме тоже началась с провокации, так называемого Тонкинского инцидента. Также с провокационной демонстрации неизвестного вещества в пробирке Колина Пауэлла началось американское вторжение в Ирак.

Администрация Барака Обамы не перешла черту, когда прозвучали обвинения в том, что у Сирии есть химическое оружие, не пошла на применение силы. К сожалению, администрация Трампа эту черту перешла. Причём перешла, доказывая, что в Сирии есть химическое оружие. В этом обвинили не только Асада. Последовали заявления госсекретаря Тиллерсона, что виновата и Россия, которая не использовала своё влияние на правительство Сирии, чтобы заставить его отказаться от химического оружия. Хотя отсутствие химического оружия в Сирии установлено международным всемирным химическим агентством, которое получило Нобелевскую премию именно за уничтожение сирийского химического оружия и зафиксировало это от имени мирового сообщества.

Атака США на базу Шайрат произошла за несколько дней до визита в Россию госсекретаря США Тиллерсона. Ясно, что это очень плохой старт для нормализации российско-американских отношений, которые и сейчас уже находятся, к сожалению, на очень низкой точке. Это и серьёзнейший удар по международным усилиям бороться с глобальным терроризмом. Ни для кого не секрет, что сирийская армия — самая мощная вооружённая сила, которая противостоит ИГИЛ в Сирии. И сейчас эта сила ослабляется — на какое-то время нельзя будет использовать один из аэродромов, подконтрольных Асаду.

Можно только надеяться, что очередное наступление ИГИЛ просто совпало по времени с американскими ракетными ударами, а не было инициировано и согласовано заранее с Вашингтоном, как многие подозревают. Иначе речь может идти о координации ударов с воздуха против правительства Сирии и деятельности террористических организаций.

Очень тревожно, что внутриполитическая ситуация в Соединённых Штатах подталкивает к таким решениям. Ведь с точки зрения внешней политики США это решение никак не обосновано. На протяжении многих лет информационная картинка Соединённых Штатов показывала Башара Асада, использующего химическое оружие против собственного народа. Картинка ложная, но именно она побуждает к действиям сегодняшнюю американскую администрацию. К сожалению, информационный образ агрессивной России сейчас тоже внедряется в Соединённых Штатах — и в умы рядовых граждан, и в умы тех, кто принимает ответственные решения. Но принимать такие решения на основе информационных картинок, которые возбуждают американских избирателей, — это крайне опасная логика. Не дай Бог, если в дальнейшем внешнеполитические шаги в США будут приниматься в рамках этой логики.

Понятно, что американский истеблишмент в последнее время ожидал демонстрации силы Соединённых Штатов. Предыдущая администрация Барака Обамы, по мнению вашингтонских ястребов, не всегда проявляла твёрдость в международных отношениях. Особенно на Ближнем Востоке. И Трамп такую твёрдость продемонстрировал — в ответ на обвинения в том, что он слабак по многим направлениям. Надо сказать, что демонстрация силы не удалась. Было объявлено, что запущено 59 «Томагавков». А по авиабазе Шайрат попало 23 ракеты. Куда делись остальные «Томагавки», науке неизвестно. Неизвестно это и российским Воздушно-космическим силам. Мы не знаем, куда упали ракеты, что вызывает вполне обоснованную тревогу.

Особо надо отметить, что ракетная атака произошла в тот момент, когда Трамп обедал с председателем КНР Си Цзиньпинем. Это настоящая пощёчина Китаю. Всё произошло после того, как Европейский союз призвал США и сирийских участников конфликта к дипломатическому его решению. Но в Америке не прислушались, чем максимально осложнили отношения с Россией. Сегодня уже российский Совет безопасности принял ряд серьёзнейших решений по укреплению нашего военного присутствия в Средиземном море и проведению учений стратегической авиации.

Масла в огонь подлило и решение американской администрации «продемонстрировать флаг» у берегов КНДР, что вызвало ожидаемую негативную реакцию на Корейском полуострове, в Китае и России. Военная конфронтация США и КНДР может обернуться настоящим кошмаром. Поэтому сейчас должна возобладать логика деэскалации. Это единственная логика, которая сможет понизить градус противостояния. Хорошо, что об этом говорили на встрече Рекса Тиллерсона с Сергеем Лавровым и Владимиром Путиным. Важно теперь перейти от слов к делу. Россия к этому готова.

Вячеслав НИКОНОВ

Журнал «Стратегия России», № 5 май 2017 г.




Возврат к списку