Слово главного редактора

03.03.2017 | Журнал «Стратегия России»

В Баварии в середине февраля прошла очередная, 53-я, Мюнхенская конференция по безопасности. На такой конференции десять лет назад Владимир Путин заявил буквально следующее: «Россия — страна с более чем тысячелетней историей. И практически всегда она пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику. Мы не собираемся изменять этой традиции и сегодня».

За эти десять лет многое изменилось и в Европе, и в мире, а главное — в России. Не случайно глава Мюнхенской конференции Вольфганг Ишингер в докладе, подготовленном к её нынешнему проведению, заявил: «Миру грозит наступление постзападной эры и конец либерального мироустройства».

Как отмечают многие эксперты, в западном сообществе озабочены подъёмом популистских движений, которые выступают против фундаментальных принципов либеральной демократии. В этой ситуации Запад не хочет, да и не может эффективно решать проблемы в сфере безопасности. Более того, в растущем напряжении в этой сфере он обвиняет Россию.

Вольфганг Ишингер, который стоит за докладом Мюнхенской конференции, бывший заместитель министра внутренних дел Германии, плоть от плоти западного либерального истеблишмента, того самого истеблишмента, который известный политолог Самюэль Хантингтон назвал «давосской культурой». Её представляют около десяти тысяч человек из мировой элиты бизнеса, политики, средств массовой информации. Эта группа, по большому счёту, руководит процессами на планете Земля, перемещаясь из Давоса в Мюнхен. Они привыкли после окончания холодной войны считать себя хозяевами мира.

Главная задача, которую всегда решали представители «давосской культуры», — обеспечение глобального доминирования США и, шире, западного доминирования. Они полагали, что наступил конец истории, что либеральная модель демократии победила — окончательно и бесповоротно. А теперь выясняется, что есть и другая точка зрения. Против американского доминирования выступают многие страны, в том числе Россия. Более того, американский президент Трамп неоднократно заявлял, что Соединённым Штатам доминирование не нужно.

Это был удар, которого не ждали. Люди, всю жизнь посвятившие распространению великих идей либеральной демократии, не умеющие и не хотящие заниматься ничем другим, вдруг остались у разбитого корыта. Им открылась картина, которая могла присниться только в страшном сне. Глобального военного доминирования не получилось — Россия оказалась если не первой, то точно не второй в мире военной державой. В экономике Китай уже превзошёл Соединённые Штаты. В политическом плане тоже провал: вся «давосская культура» дружно выступила против «брексита» и против избрания Трампа. «Брексит» состоялся, Трамп стал президентом.

Почва уходит из-под ног, паника нарастает. Необходимо хоть как-то объяснить причину начинающейся катастрофы. И здесь Россия — хорошая мишень в битве на информационном поле. Недаром в докладе для Мюнхенской конференции принижается роль нашей страны в борьбе с терроризмом. Мол, Россия не бомбит ИГИЛ. Авторам доклада в голову не приходит, что можно бомбить ещё «Джабхат ан-Нусра», и российские ВКС это результативно делают. Та же признаваемая только «давосской культурой» правда об Украине. Везде Запад одерживает замечательные победы, хотя дестабилизирован весь Ближний Восток. И эти победы могли бы быть гораздо значительнее, если бы не мешала Россия...

Мир радикально меняется не в пользу Запада. Но западоцентричный взгляд на мир преобладает. А ведь Китай двести лет назад был крупнейшей мировой державой по населению и экономике. На его долю приходилась треть мировой экономики. Почти такой же мощной державой была Индия, обнищавшая в результате колониальной опеки Великобритании. А третьей экономикой тогда оставалась Россия.

Могущество Запада началось с эпохи великих географических открытий, с захвата колоний, и продержалось почти пять столетий. Период наибольшего могущества — после окончания холодной войны. Тридцать лет назад доля ВВП западных держав составляла 80 процентов глобальной экономики. Сегодня — чуть больше 40 процентов.

Рядом с привычной «Большой семёркой» поднимается другая, такая же большая, семёрка — Бразилия, Россия, Индия, Китай, Мексика, Индонезия и Турция. И у новой семёрки совокупная экономика сегодня больше, чем у «G-7». Из-за глобального кризиса в России и Китае наблюдается спад экономического роста, но государства ЕС до сих пор не могут выйти на уровень 2007 года, а в некоторых странах Евросоюза рост экономики идёт с минусом.

Совершается глобальное переформатирование сил, и это не новая ситуация, а возвращение к старой «нормальности», существовавшей на протяжении столетий. Эпоха доминирования подходит к концу, и это очень болезненно осознаётся коллективным Западом. Новый министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль заявил недавно: «Послевоенному миропорядку, который был удобен для европейских государств, приходит конец». Да, кончается либеральный порядок, удобный для избранных.

Это не значит, что Запад обречён. Он остаётся мощной силой во всех отношениях. А потому сегодняшняя ситуация не должна вызывать у нас никаких иллюзий и никакой эйфории. Запад сделает всё, чтобы предотвратить падение, ослабить растущие альтернативные центры силы. Такими центрами являются: в экономике — Китай, в военно-политической сфере — Россия.

Западу придётся привыкать к новому положению, и поэтому мы не можем расслабляться. И если Россия будет сильной, то станет центром формирующегося нормального мирового порядка.

Вячеслав НИКОНОВ


Журнал «Стратегия России», № 3 март 2017 г.



Возврат к списку