Слово главного редактора

30.01.2017 | Журнал «Стратегия России»

Недавно состоялось заседание Совета законодателей при Федеральном Собрании Российской Федерации. Это совещательный и консультативный орган, который обсуждает вопросы реализации государственной политики в сфере разграничения полномочий по предметам ведения Федерации и предметам совместного ведения Федерации и её субъектов.

В этот раз на заседании, которое вела председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, одной из тем обсуждения стали вопросы законодательного обеспечения государственной политики в области образования. Не случайно эта тема поднята сейчас — государство в лице законодательной власти осознаёт необходимость работать с человеческим капиталом страны, без качественного изменения которого сложно, а порой и невозможно решать задачи экономического и социального развития.

Президент Владимир Путин в своём Послании Федеральному Собранию назвал две базовые задачи образовательной системы: первая — давать знания, вторая — воспитывать нравственного человека. Решение этих задач как раз и отвечает стратегии качественных изменений в обществе.

Ведь уже в детском саду ребёнка учат учиться, и от того, как он пройдёт этот этап, будут зависеть его успехи в школе. Вообще, перед педагогами дошкольного образования задачи стоят необыкновенно важные. И, что тоже характерно, необыкновенно сложные. Ведь им надо сохранить уникальность и самоценность детства как важного этапа в общем развитии человека. Помочь маленькому гражданину пройти детство как период жизни, значимый сам по себе, значимый тем, что происходит с ребёнком сейчас. Дошкольное образование официально стало уровнем образовательной системы. Сейчас внедряется стандарт дошкольного образования. Замечу, мало где в мире есть подобная практика. Мы почти решили задачу обеспечения дошкольными учреждениями детей в возрасте от 3 до 7 лет, и переходим к тому, чтобы обеспечить местами детей до 3 лет.

В Российской Федерации массово строятся новые школы и реконструируются действующие. К сожалению, предусмотренное на эти цели финансирование не отвечает масштабу проблемы. Часто объёмы средств определяются возможностями софинансирования регионов. Поэтому, если мы хотим сохранить темпы строительства школ, необходимо встречное движение федерального центра и регионов.

На Совете законодателей шла речь и о содержании образования. К сожалению, вопросы содержания образования в 2003 году были исключены из Федеральных государственных образовательных стандартов. Невероятно, но факт. Их нужно возвращать, и на этот счёт есть серьёзные законодательные инициативы. В связи с этим решается задача сокращения количества и повышения качества учебников, организация их отбора на конкурсной основе. Новое руководство министерства образования и науки с пониманием относится к этим проблемам.

Говорили о трудовом воспитании. Что называется, двумя руками поддерживаю возвращение в школы трудового воспитания. За это высказываются и педагоги, и родители, и эксперты. Мы должны легализовать трудовое воспитание, при этом не нарушая нормы Конституции. Но без уважения к труду, воспитанного в школе, не решить ещё одну важную задачу — восстановление престижа и качества среднего профессионального образования. А это, в свою очередь, поможет реализовать стратегию подготовки рабочих кадров, сформировать систему прикладных квалификаций.

Надо совершенствовать законодательство, касающееся образования людей с ограниченными возможностями здоровья.

Наши дети должны качественно и с пользой отдыхать. Коллеги из Совета Федерации внесли на рассмотрение соответствующий законопроект, и депутаты Государственной Думы, конечно же, его поддержат.

Одно из важнейших направлений в высшем образовании — совершенствование механизмов целевого приёма. А ещё точнее — переход от целевого приёма к системе целевого обучения уже тех студентов, которые хорошо проявили себя в вузе, и в которых как в специалистах заинтересованы работодатели. Надо создавать базовые учебные подразделения не по основному месту расположения вузов — так называемые базовые кафедры непосредственно на производстве. Соответствующий законопроект внесён Министерством образования и науки и прошёл первое чтение.

О критериях оценки эффективности деятельности вузов, их слиянии и закрытии могу прямо сказать: закрывать нормальные вузы и их «оптимизировать» больше не будут. Сейчас критерии оценки эффективности работы вузов формируются в координации с созданием национальной системы рейтингов высших учебных заведений. Этой системой занимается Российский союз ректоров, и критерии определит не Министерство образования и науки, а само ректорское сообщество.

Что касается подготовки кадров высшей квалификации, то, к сожалению, до сих пор не определено содержание аспирантского образования, которое тоже стало уровнем системы образования. Обучение в аспирантуре оказалось оторвано от защиты кандидатских диссертаций, и это необходимо поправить в ближайшее время. В МГУ и СПбГУ идёт эксперимент по присвоению званий кандидатов и докторов наук непосредственно университетами. Это открывает перспективу для всех вузов страны, а значит, решит часто возникающий вопрос по структуре диссертационных советов.

Наконец, последнее по порядку, но не по значению: вопросы нравственного воспитания. Надо сделать все, чтобы такие ценности, как свобода, справедливость, достоинство, честь, вера были не пустым звуком для выпускников наших школ и вузов, всех граждан нашей великой страны.


Вячеслав Никонов

Журнал «Стратегия России», № 1 январь 2017 г.



Возврат к списку