Вячеслав Никонов. Выбор будущего: образование в современном мире. Выступление перед участниками форума «Поколение мира»

02.12.2016 | Журнал «Стратегия России»

Современный мир принадлежит образованным. Говорят не столько о нациях, богатых природными ресурсами, сколько о нациях интеллекто-достаточных или интеллекто-дефицитных. Очевидно, что современный мир — это мир знаний, современная экономика — это экономика знаний. Вопросы, связанные с образованием, наукой находятся в сфере самого пристального внимания Государственной Думы Российской Федерации, ее комитета по образованию и фонда «Русский мир».


У нас ежедневно пороги образовательных организаций переступает, конечно, не так много людей, как в Китае, но 30 миллионов наберется. Есть школы, вузы, аспирантура. И еще 5 миллионов человек — это школьные учителя, профессора и преподаватели вузов. То есть 35 миллионов человек, огромная армия. Ни в какой другой отрасли нашей экономики нет такого количества людей.


По последней классификации организации экономического и социального развития Россия — самая образованная страна на планете, потому что 60 процентов взрослого населения Российской Федерации имеют высшее и среднее специальное образование. На втором месте Канада — 52 процента. Дальше Израиль, Корея, и на пятом месте Соединенные Штаты с 43 процентами. Но мы понимаем, что порой за цифрами стоит не очень качественное образование, и далеко не все довольны нашей образовательной системой. Но все больше и больше людей поступают в вузы, и порой у нас огромные конкурсы во всех высших учебных заведениях. Мы в принципе считаем, что фундамент российского образования относительно крепок.


Российские высшие учебные заведения не попадают в рейтинги самых престижных вузов планеты. Более того, я скажу, что они никогда туда и не попадут, потому что рейтинги составляют университеты, которые занимают первые места. Если бы, например, в рейтинги ввели такой критерий, как количество спутников Земли, принадлежащих университету, то МГУ не было бы равных. Много спутников запущено Московским государственным университетом. Но поскольку критерии составляют в Гарварде, а Гарвард спутников не запускает, то такого критерия никогда не будет.


То же самое и с суперкомпьютером Московского университета, в Гарварде слабенький суперкомпьютер по сравнению с нашим. Но такого критерия тоже никогда не внесут в рейтинги. Зато в Гарварде издается много журналов, а публикации в них дают очень много баллов, гораздо больше, чем спутники. Спутник дает ноль баллов, то есть меньше, чем одна журнальная публикация в гарвардском журнале.


Поэтому мы не комплексуем по поводу того, что не попадаем в международные рейтинги. В России свои рейтинги, которые нас вполне устраивают. Мы знаем, что у нашей страны очень хорошие образовательные, культурные, научные традиции.


С тех пор как Михаил Васильевич Ломоносов, основатель первого Московского университета, открыл атмосферу Венеры, русские, россияне совершили много важных открытий, которые определяют, по существу, лицо современного мира.


Что такое современная химия? Это Менделеев. Кто основатель всего, что связано с иммунологией? Нобелевский лауреат Мечников. Физиология — это Павлов. Радио — Попов. Телевидение — Зворыкин. Авиация — Сикорский. Ядерную бомбу первыми создали и испытали на японцах Соединенные Штаты. Но первую атомную электростанцию построил Курчатов.

И первыми в космосе были космические корабли, которые изобрел Королёв. А кто изобрел лазер? Басов и Прохоров.


Как-то, сделав такое перечисление, ректор Московского университета Виктор Антонович Садовничий спросил: «А что еще остается?». Собственно, больше вроде ничего и нет.


Россия — единственная страна, поддерживающая международную космическую станцию. Американцы на нас наложили санкции по многим отраслям, но по космосу этого делать не стали. Потому что в этом случае у них не было бы двигателей для собственных космических аппаратов. А своих космонавтов на МКС им пришлось бы, как сказал наш вице-премьер Дмитрий Рогозин, запускать на батуте.


Сейчас Россия — это 40 процентов всех строящихся в мире атомных реакторов, контракты заключены с 36 странами. Ближайший конкурент отстает вдвое. А наши недоброжелатели не устают повторять, что Россия — это страна с разорванной в клочья экономикой, страна-бензоколонка.


Я уж не говорю о достижениях в культурной области. Когда в разных уголках земного шара произносят «театр», то имеют в виду Станиславского и драму Чехова, когда говорят «великая музыка», вспоминают Чайковского, Рахманинова и многих других. До сих пор самый издаваемый писатель в мире — Лев Толстой, опережающий всех по всем издательским рейтингам.


Мы приветствуем развитие международных образовательных контактов. Советский Союз в свое время готовил кадры для всего мира. Российская Федерация, конечно, здесь отстает. Но во всех наших вузах есть квоты для зарубежных студентов, которые могут учиться в наших учебных заведениях. И русский язык им очень помогает.


Кстати, проблемы чаще всего бывают не с русским, а с другими языками. Я декан факультета государственного управления Московского государственного университета, и у меня довольно много студентов из Китая. У них практически нет проблем с русским языком, но есть проблемы со знанием других языков — английского, французского и так далее. Вот эти языки для китайцев более сложны, чем русский, потому что далеко не всегда в школе им удавалось их учить. А у нас иностранные языки, западные языки, в школе обязательны.


Поэтому используйте возможности, чтобы учиться в России. Мы будем приветствовать любые образовательные контакты, любые обмены, готовы их поддерживать всеми силами.


Возвращаюсь к созданию ассоциации. Думаю, появляется настоящее братство людей, которые учатся и учат русскому языку. Может быть, надо дать несколько советов, которые иногда дают люди в возрасте, потому что уже не могут подавать дурные примеры. Поэтому и стараются давать хорошие советы. Итак, если вы учите русский язык, учите и дальше. Вообще, учитесь.

Потому что вся жизнь — учеба. Человек не прекращает учиться ни на миг, чего бы он ни достиг. И чем большего человек достигает, тем больше ему надо знать, больше нужно учиться. Когда увеличивается объем вашего знания, одновременно, по законам физики и геометрии, увеличивается и контур незнания. Поэтому никогда не прекращайте учиться. Никогда не думайте, что вот это знание мне нужно, а это — не нужно, это интересно, а это не интересно. Ненужных знаний, как показывает опыт, не бывает. Да, есть много информационного мусора, и надо его отличать от реальной информации, но, безусловно, совершенно ненужных знаний нет. Мы не можем догадываться, когда, в какой жизненной ситуации, в каком сочетании эти знания понадобятся.


Я упоминал Менделеева. Я не уверен, что наш великий ученый-химик создал бы свою периодическую систему, если бы его учителем русского языка в гимназии не был известный поэт Ершов, автор сказки «Конёк-Горбунок». Это неожиданное сочетание, но именно из таких сочетаний и складывается большой ум. Поэтому самые разные знания в самых разных областях так необходимы современному человеку, который действительно хочет многого в жизни добиться.


Я призываю любить родителей, потому что сегодня они очень вами гордятся — в Москве, в стенах Государственной Думы вам вручают награды. Любите свою Родину. Все мы дети Отечества, и оно у каждого свое, но именно любовь к Отечеству осеняет большие умы. Но любовь к Отечеству не надо путать с национализмом, который является ненавистью к другим отечествам.


Сегодня здесь сидит команда, которой не было еще вчера и которая вдруг появилась сегодня, когда вы начали заседание форума. Сегодня в этом зале рядом с вами люди, с которыми вам еще предстоит встречаться много-много раз и которые составят для вас, может быть, круг общения.


Вы сегодня являетесь участниками и создателями глобальной команды. Только в этом зале представители 57 стран. То есть у вас уже контакты с людьми из 57 стран. В современном мире любую область деятельности представляют команды. Важно чувство локтя, плеча товарища. Знакомьтесь друг с другом, и все вместе вы можете составить очень интересную, живую команду, которая будет встречаться, переписываться, обмениваться мыслями, делиться огорчениями и, может быть, создавать международные семьи. Поэтому дружите. Дружба — это великая сила, и многие из тех, кто сидит рядом, могут составить вам поддержку в жизни на многие годы вперед.


Всегда многого добиваются те, кто ставит цели лидерства. Мы сегодня говорили, что в числе целей нашего конкурса было подтолкнуть лидерский потенциал людей, которые заинтересованы в сотрудничестве. И мы видим, что вы уже лидеры, вы выиграли. Выиграли в этом конкурсе. Для того чтобы выигрывать, надо иметь лидерские потенции. Для того чтобы быть лидером, надо в первую очередь ставить большие цели. А если вы не будете ставить цели, уходящие далеко за горизонт, вы никогда не дойдете до горизонта. Надо себе ставить задачи, которые, может быть, превосходят ваше воображение. Но тогда ваше воображение найдет и пути достижения этих больших замечательных целей.


Вы уже поставили цель изучить русский язык в совершенстве, как наши друзья из азиатских государств, которые начинали с нуля и которые уже сегодня демонстрируют замечательные знания. Вы ставите перед собой целью стать лучшими в своих профессиях. Лидерская потенция, безусловно, должна двигать вас и дальше именно через постановку больших, высоких целей. И главное. Принято сейчас, прощаясь, говорить: берегите себя. Кто-то не обращает на это внимания. Но это самое главное. Вероятность того, что на планете Земля появитесь именно вы, меньше чем соотношение песчинки и нашей галактики, которая называется Млечный Путь и где находится, как известно, 100 миллиардов звезд. В вашей голове 100 миллиардов нейронов, которые делают вас абсолютно неповторимыми. То, что появился такой человек, как вы, с вашим набором генов — это величайшая историческая случайность вселенского масштаба, а значит, каждый из вас является творением природы или творением Божьим. Кто во что верит. Это чудо, каждая человеческая жизнь — чудо, и вы достояние своих родителей, своих коллективов, своих друзей, своих любимых, достояние своей страны и всего человечества.


И вы можете очень многого достичь в жизни, если будете вместе, изучая русский язык и другие дисциплины, думая широко, конструктивно, двигаться вперед.


Мир делится на две категории людей: есть люди, которые могут долго объяснять, почему что-то нельзя сделать, и на тех людей, которые просто берут и делают. Вы должны стать именно такими людьми, которые берут и делают, вы уже стали такими людьми, когда написали эссе или сочинение и прислали на конкурс. Значит, вы готовы действовать, готовы идти вперед.


Из инициативы, которую мы запустили год назад, выросло такое замечательное сообщество, замечательное начинание. Из этого сегодня может вырасти всемирная ассоциация молодежи и студентов, изучающих русский язык. Это тоже результат деятельности, который мы не предвидели год назад. Но мы поставили цель объединить молодые души, которые думают в рамках парадигмы «Поколение мира». И, будучи достоянием всего человечества, берегите себя.


И последнее. Ученые не так давно доказали, что люди, которые знают иностранные языки, живут гораздо дольше, чем те, кто их не знает. Поэтому мое пожелание: учите русский язык и живите долго и счастливо.


Журнал «Стратегия России», № 12, декабрь 2016 г.



Возврат к списку