Итоги парламентских слушаний должны стать основой решений, принципиально важных для образовательной сферы

26.06.2019 | Комитет Государственной Думы по образованию и науке

25 июня председатель комитета ГД по образованию и науке Вячеслав Никонов, выступая на пленарном заседании Думы от фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ», подвел итоги состоявшихся накануне больших парламентских слушаний на тему «О мерах по повышению качества образования в Российской Федерации».

Парламентарий отметил, что по итогам слушаний профильный Комитет готовит рекомендации, которые должны отразить общую позицию Думы по проблемам школьного образования, вне зависимости от фракционной принадлежности депутатов.

Вячеслав Никонов выделил ключевые темы, которые обсуждались в ходе слушаний как принципиально важные для отечественной образовательной сферы.

«Первое - кадры. Образование - это люди, которые учат, и люди, которые учатся», - отметил Никонов. Он напомнил, что прежний министр образования и науки докладывал Думе, что нехватка педагогических кадров в школе составляет 1%. «На вчерашних слушаниях прозвучали совершенно другие цифры: только 52% школ полностью укомплектованы педагогами. И если люди не будут преподавать на две - три ставки, то окажется, что педагогический состав не укомплектован приблизительно на четверть», - сказал парламентарий.

Решение проблемы связано, прежде всего, с молодежью, которая после окончания вузов должна прийти в систему школьного образования, с заработной платой молодых педагогов, считает глава профильного Комитета.

«В 2018 году у нас рекордно низкое количество студентов закончило педагогические вузы. Из них только треть, в лучшем случае, придет в школы, и значительная часть из тех, кто придет, не останется работать по специальности», - сообщил депутат.

«Вопрос заработной платы педагогов, мне кажется, получил на слушаниях адекватное разрешение, - продолжил Никонов. – Сейчас, чтобы получать зарплату на уровне средней по региону, учителя вынуждены работать на две - три ставки. При этом размер ставок для молодых педагогов настолько низкий, что даже в этом случае они получают по 15 – 17 тысяч. Мы вчера договорились с министром просвещения о том, что будем поддерживать формулу базовой ставки в школах на уровне 70% от средней заработной платы по региону, а в перспективе - 70% от средней по стране. Эта базовая ставка позволит уже молодым педагогам получать более достойную зарплату. Хотя,
конечно, проблему надо решать в комплексе».

По словам Никонова, на слушаниях особое внимание было уделено малокомплектным школам. Он сообщил, что сельских школ в России больше, чем городских, при том, что сельское население составляет четверть от общего населения страны. Но сельские жители не менее городских нуждаются в образовании на уровне 21 века.

«Есть поручение Президента Российской Федерации дать нормативное определение тому, что такое малокомплектная школа. До сих пор этого не сделано. Позиция Министерства финансов заключается в том, что финансирование малокомплектных школ региональными властями является неэффективными расходами. А в ряде случаев рассматривается и как нецелевые расходы.

Это значит, что малокомплектные школы в перспективе будут обречены. Допустить таково ни в коем случае нельзя, поскольку, если нет школ, нет и населенных пунктов. Необходимо добиться нормативного определения понятия «малокомплектная школа», причем с учетом региональной специфики. Должны быть четко установленные нормативы финансирования малокомплектных школ, исходящие из этой региональной специфики», - подчеркнул председатель Комитета по образованию и науке.

«Еще один момент, по которому на слушаниях достигнуто полное согласие, - педагог должен преподавать, работать с детьми, а не заполнять бесконечные формы. Образовательные организации не должны сталкиваться с колоссальным количеством проверок. К сожалению, проблема дебюрократизации и излишних проверок в системе образования не решена», - констатировал депутат.

Он сообщил, что Министерство просвещения готово максимально сократить количество отчетных документов, но существует множество других
организаций, которые тоже запрашивают информацию у школ.

«Необходимо предусмотреть, может быть, законодательно, что никакая организация не может требовать от школ и детских садов информацию, кроме той, которая в обязательном порядке, в соответствии с законом, уже находится на сайте этой образовательной организации. Что касается проверок, то все они могут осуществляться перед началом учебного года, в августе, а в остальное время школы должны быть свободны от этих проверок», - предложил Вячеслав Никонов.

По его мнению, школы, особенно малокомплектные, должны быть освобождены и от избыточной регламентации в части норм, выполнение которых нереально или неразумно.

Никонов рассказал, что на слушаниях большое внимание было уделено вопросам здоровья учащихся, организации правильного питания, ликвидации вторых и третьих смен.

«Президент поставил задачу ликвидации второй смены, но, к сожалению, сейчас все нормативные документы, в том числе проект «Образование», исходят из того, что к 2024 году мы ликвидируем только третью смену. Вторая смена при нынешних траекториях финансирования будет существовать еще до второй половины 21 века. Сейчас 13% учащихся учатся во вторую и третью смену, и эта цифра не сократилась с того момента, как мы начали этим заниматься», - отметил парламентарий.

«И, наверное, самое важное – необходима стратегия развития образования. Мы приняли закон о стратегическом планировании, но до сих пор нет законов о стратегии развития образования и науки. Возможно поэтому, сфера образования недофинансирована. По уровню расходов на образование в процентах от ВВП Россия занимает в мире только 98-е место. Этого быть не должно», - заключил Никонов.  



Возврат к списку