Российская система образования серьезно недофинансирована
24.06.2019 | Комитет Государственной Думы по образованию и наукеСлушания состоялись в Госдуме 24 июня под председательством спикера палаты Вячеслава Володина. На обсуждение были вынесены наиболее острые вопросы образовательной сферы.
Вячеслав Никонов поблагодарил от лица Комитета всех работников системы образования за подвижнический труд, а также участников слушаний за содержательные выступления и заинтересованное обсуждение проблем.
«Качество образования зависит от огромного числа параметров, которые мы сегодня сознательно сузили, чтобы поговорить о самом насущном. Очевидно, что качество образования зависит от культуры и знаний в стране, от культуры родителей, от раннего развития и дошкольного воспитания, от федеральных государственных образовательных стандартов, примерных образовательных программ. Зависит от материально-технического обеспечения, от компьютеризации, от качества педагогического состава, их мотивации, от мотивации учащихся, от их здоровья, от тех ресурсов, которые выделяются на образование, от качества государственного управления, качества законов, от системы оценивания - огромное количество факторов. И, безусловно, зависит от людей, от тех, кто учит и от тех, кто учится», – отметил глава профильного Комитета.
«Решение множества вопросов зависит от одного фактора, на мой взгляд, важнейшего, о котором мы, депутаты, говорим постоянно: российская система образования, как и российская система науки, недофинансирована, и недофинансирована очень серьёзно», - подчеркнул Никонов.
Парламентарий напомнил, что есть такой показатель – расходы на образование как доля в валовом внутреннем продукте страны.
«Вы знаете, какое место занимает Россия по этому показателю в мире? 98-е! При этом у нас хорошая система образования - во многом благодаря заслуге конкретных людей, работающих в отрасли. Но ясно, что мы не сможем удерживать высокие позиции, имея 98-е место по финансированию образования», - подчеркнул Вячеслав Никонов.
По мнению депутата, с недофинансированием напрямую связана проблема кадров: «нельзя надеяться, что выпускники педвузов пойдут в школы на те ставки заработной платы, которые сейчас существуют».
По мнению Вячеслава Никонова, при нынешнем уровне финансирования невозможно в установленные сроки добиться цели, поставленной президентом страны, - ликвидации в школах второй и третьей смены.
«Проблема малокомплектных школ тоже связана с финансированием, - продолжил депутат. – Здесь нужно четко учитывать региональную специфику. Считаю, что не Минфин должен решать, какой должен быть норматив финансирования малокомплектных школ, а региональные власти, им на местах виднее. И, безусловно, расходы на малокомплектные школы ни в коем случае нельзя считать расходами неэффективными или даже нецелевыми, как порой считают в нашем Минфине».
Никонов заострил внимание на избыточном бюрократическом регулировании, отчетности и многочисленных проверках школ.
Он рассказал, что депутаты особое внимание уделяют вопросам здоровья и питания детей.
«В Государственной Думе подготовлен законопроект, но он идет очень непросто. Если кто-то в правительстве думает, что Государственная Дума отступится от своей позиции по организации питания в школах, то эти люди в правительстве явно заблуждаются. Мы намерены здесь идти абсолютно до конца», - сообщил Вячеслав Никонов.
«Сегодня тема номер один в топе новостей – это, якобы, предстоящее сокращение бюджетных мест в вузах, - продолжил Никонов. - На самом деле Министерство рассчитало, что будет при нынешней демографической ситуации и сохранении формулы 800 бюджетных мест на 10 тысяч молодежи в возрасте от 17 до 30 лет. Но у нас закончилась демографическая яма. Сейчас количество выпускников школ будет увеличиваться, и мы обязательно пересмотрим эту формулу, чтобы ни в коем случае не сокращалось количество бюджетных мест, и оно не будет сокращаться, я обещаю это как председатель Комитета. Нам нужно как можно больше образованных людей, а не меньше».
Завершая выступление, Никонов остановился на вопросе стратегического планирования. «Вплоть до сегодняшнего дня и в обозримой перспективе у нас нет стратегии развития отечественного образования – ни общего, ни профессионального. А без такой стратегии мы не сможем выработать наше видение будущего – того будущего, ради которого мы все работаем, будущего, ради которого стоит жить».
Фото: Пресс-служба Госдумы