Вячеслав Никонов: Духовно нравственное воспитание – это вопрос ценностей и смысла жизни
31.01.2019 | Комитет Государственной Думы по образованию и науке30 января в Госдуме в рамках VII Рождественских парламентских встреч прошел круглый стол Комитета по образованию и науке на тему «Духовно-нравственное образование в российской школе: состояние, проблемы, перспективы развития».
Мероприятие было организовано совместно с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации РПЦ.
Участниками обсуждения стали представители Русской православной церкви, Министерства просвещения РФ, органов власти субъектов Федерации, научно-педагогической и родительской общественности, депутаты и члены Совета Федерации.
Ими было отмечено отсутствие системного подхода и непрерывности в практике реализации духовно-нравственного образования школьников и поставлен вопрос о «необходимости формирования ценностно-мировоззренческих компетенций в сфере воспитания детей на основе российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей у педагогов, а также у родителей».
Открывая работу круглого стола, председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никоновнапомнил, что в российском обществе «образованности на протяжении многих веков было ровно столько, сколько её было в Русской православной церкви».
«Образованность церковная предшествовала образованию светскому, и такова специфика не только нашей страны, но и у многих других. Но в России это проявлялось, безусловно, в наибольшей степени, когда наша страна становилась как государство, и становилась она как государство православное, при этом будучи государством, где и другие конфессии тоже вносили большой вклад в нашу общую культурную и образовательную матрицу, в наше общество», - подчеркнул парламентарий.
«Большое количество высокообразованных людей в нашей стране, которые составляли цвет её культуры и гордость нации, имели духовное образование, и это не помешало, наоборот, помогло им осуществлять развитие самых разных направлений нашего знания», - продолжил глава Комитета.
По мнению политика, когда мы говорим о духовно-нравственном воспитании, то речь идет о комплексе ценностей, «в котором свобода исключительно важна – это возможность самовыражения каждой личности, но это и ценность жизни каждого человека».
Упомянув недавние трагические инциденты, произошедшие в российских учебных заведениях, он допустил, что здесь «в большой степени беда в восприятии детей, их отношении к своей жизни и к жизни других людей», а также в понимании свободы как вседозволенности, а не как ответственного отношения к себе и окружающим.
В системе ценностей, которые необходимо прививать молодежи, Никонов назвал такие понятия, «как честь и честность, то, что сейчас в наибольшей степени востребовано в обществе и ценится в наибольшей степени; как совесть, которая должна быть нравственным камертоном для каждого человека; это ценности справедливости, служения, любви к Родине, к своему Отечеству, без чего не может себя мыслить ни один образованный, просвещенный человек».
В РПЦ считают, что духовно-нравственное воспитание необходимо не только в школах, но и во внеучебное время. С таким предложением выступил митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. По его словам, нужно внимательнее относиться к тому, чем живут дети, какие у них формируются ценности. «Не обязательно быть пророком, достаточно быть внимательным к тому, чем живут наши дети. Мы обязаны сделать будущее лучше – воспитать его… Это не проблема школьных часов, это проблема смысла жизни», – сказал он.
В Министерстве просвещения согласились с тем, что очень много зависит от внеурочной деятельности. «У разных регионов есть свои образовательные программы, факультативы, а не только один час в неделю в четвертых классах», – сказала замминистра просвещения Татьяна Синюгина. В министерстве считают, что необходимо обсудить содержание всего курса «Основы религиозных культур и светской этики». По словам Синюгиной, министерство совместно с РЦП проводит работу по обсуждению программ и учебников по основам религии, подготовке и переподготовке преподавателей этого предмета.
Председатель комиссия Общественной палаты России по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискинзаявил, что общество вступает в новый этап социальной трансформации: период последовательной индивидуализации проходит. «Наступает время, когда резко возрастает нравственная взыскательность российского общества, что будет определять оценку общественно-политической ситуации в стране», – считает он. Дискин напомнил слова Президента, призвавшего к деятельной любви к России, и заявил о необходимости соединить духовно-нравственное воспитание с практической работой подрастающего поколения, с участием в гуманитарной деятельности, а также с гражданским воспитанием.
По итогам круглого стола Комитетом по образованию и науке будут разработаны рекомендации по совершенствованию духовно-нравственного образования в российской школе.