Россия – самая образованная страна, но качество образования необходимо улучшать
01.02.2018 | Комитет Государственной Думы по образованию и наукеОб этом председатель думского Комитета по образованию и науке заявил 1 февраля на открытии Профессорского форума.
Первый Профессорский форум начал работать 1 февраля 2018 года в Москве на площадке Российского университета дружбы народов.
Выступая перед его участниками, председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов констатировал, что современное человечество стоит перед большим количеством вызовов, многие из которых имеют технологический, научно-технический характер. Объем знаний сейчас удваивается каждые два года. В широкий обиход входят такие понятия, как «экономика знаний», «цифровая экономика», «искусственный интеллект». Развиваются нанотехнологии, создаются материалы с заранее заданными свойствами.
«Цифровая экономика - самая быстрорастущая часть мировой экономики», - отметил депутат.
По его словам, лидерами капитализации становятся крупнейшие научно-технологические компании, такие как Google, Facebook, Microsoft, Amazon. «Их капитализация колеблется в диапазоне от 600 до 900 миллиардов долларов. Для сравнения: капитализация самых крупных российских компаний, например, Сбербанка или Роснефти – порядка 70 миллиардов долларов», - сообщил Никонов.
Но вызовы носят и геополитический характер. «Чтобы не только выжить в этом мире, но и победить, нам, безусловно, нужно быть умнее всех на планете», - уверен Никонов.
По мнению депутата, Россия пока не в полной мере готова к ответу на существующие вызовы.
«Мы самая образованная страна в мире, 60 процентов взрослых россиян имеют высшее и среднее специальное образование. Это, конечно, нас радует, но, что касается качества образования, оно радует далеко не всегда», - сказал глава профильного Комитета Думы.
Никонов напомнил, что после развала Советского Союза в России образовалось в четыре раза больше вузов, чем было в РСФСР. При этом количество абитуриентов и студентов в результате демографических спадов постоянно шло вниз. За последнее десятилетие число выпускников школ сократилось почти вдвое.
«Не секрет, что при зашкаливавшем числе вузов, среди них были те, которые просто выписывали диплом за деньги. Много подобных псевдо-вузов уже закрыли, это хорошая история. Но была и ситуация бюрократических перегибов, связанная с бездумной оптимизацией вузов через их укрупнение, которая зачастую приводила к отрицательным последствиям. Можно поддержать Министерство образования и науки за отказ от подобной оптимизации», - отметил Вячеслав Никонов.
Он сообщил, что сейчас 57 процентов выпускников школ могут бесплатно получать высшее образование, они обеспечены бюджетными местами. В качестве важного направления повышения качества подготовки специалистов парламентарий назвал целевое обучение, ориентированное на потребности конкретных предприятий и организаций.
Никонов подробно остановился на проблеме оценки работы вузов и их участия в международных рейтингах.
«Оценка вузов отражала и отражает критерии, вызывающие большие вопросы в научном сообществе. Это та система оценок, которая была разработана англо-саксонскими вузами примерно пятьдесят лет назад, прежде всего, чтобы монополизировать получение грантов. Эти же критерии положены в основу ведущих международных рейтингов, в которые мы стремимся. Мы не попадем в эти рейтинги, потому что они составлены людьми, намеренными и дальше в них лидировать. Мы никогда не опередим Гарвард по количеству публикаций в Harvard Business Review. Там никогда не будет критериев, которые давали бы преимущество нашим вузам, например, количество спутников, выведенных на орбиту», - рассказал парламентарий.
По словам Никонова, «не нужно стремиться в рейтинги, критерии которых установлены не нами и для ложных для нас целей».
«Допустим, для того, чтобы мы переводили лучшие естественнонаучные труды наших ученых и отправляли их в западные издания. Или для того, чтобы мы публиковали как можно больше антироссийских работ, потому что именно такие работы публикуют на Западе, когда речь идет о гуманитарных дисциплинах», - уточнил депутат.
«Сейчас Союз ректоров разработал свои критерии оценки вузов, необходимо чтобы именно эти критерии стали основными для нашей науки и высшей школы», - считает глава думского Комитета.
Важнейшей проблемой отрасли Никонов назвал недофинансирование образования и науки. Он отметил, что определенный прогресс существует, например, по итогам 2018 года средняя зарплата преподавателей вузов станет в два раза больше средней зарплаты по региону, на это выделено из бюджета 12,5 миллиардов рублей. В тоже время, депутат привел примеры «вопиющих», по его мнению, фактов, среди них - хроническое недовыполнение нормативов финансирования вузов, отсутствие средств на модернизацию и капитальный ремонт.
Коснувшись положения дел с подготовкой аспирантов, Вячеслав Никонов констатировал: «была идея сделать аспирантуру уровнем образования, чтобы лучшие студенты учились у лучших преподавателей, но пока эта цель не достигнута, и не очень понятно, как создать полноценную аспирантуру, если количество диссертационных советов в стране достигло исторического минимума». Депутат сообщил, что в проекте закона о науке, который будет вноситься в Государственную Думу, предложена концепция аспирантуры, принципиально отличная от той, что установлена законом об образовании.
В числе перспективных и важных направлений деятельности высшей школы Никонов назвал создание инновационных научно-технологических центров, разработку стандартов высшего образования, ориентированных на перспективные изменения рынка труда, расширение экспорта образования и формирование благоприятной правовой среды для иностранных студентов, развитие дистанционного обучения и сетевого взаимодействия вузов.
Завершая выступление, глава думского Комитета по образованию и науке призвал участников форума к активной работе над проектом федерального закона о науке.
Профессорский форум проводится общественной организацией «Российское профессорское собрание». В работе форума участвуют представители ведущих вузов России и стран Содружества, Министерства образования и науки, Федерального собрания РФ, иных органов государственной власти России, органов управления образованием стран Содружества, Российской академии наук, Российской академии образования. В рамках форуме предполагается выработать рекомендации для образовательной политики и определить конкретные шаги для повышения качества образования.
Пресс-служба Комитета Госдумы по образованию и науке