Достижение высокого качества образования - один из приоритетов госполитики

18.03.2019 | Журнал «Вестник образования России»

15 января 2019 года состоялось пленарное заседание Государственной Думы, на котором обсуждался вопрос, связанный с принятием постановления Государственной Думы по итогам ноябрьского доклада Министра просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильевой.

По результатам голосования постановление Государственной Думы «Об информации Министра просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильевой о мерах по повышению качества образования, а также оказанию профориентационной поддержки обучающимся в общеобразовательных организациях» было принято единогласно.

Корреспондент журнала «Вестник образования России» задал уточняющие вопросы председателю Комитета Государственной Думы по образованию и науке Вячеславу Алексеевичу НИКОНОВУ. Депутат не раз выступал с заявлением, что одним из приоритетов государственной политики является достижение высокого качества образования.

Ушедший 2018 год был важным для системы российского образования. Главным событием в этой сфере, безусловно, стало разделение Министерства образования и науки Российской Федерации на два самостоятельных ведомства. Вопросы общего, среднего специального, дополнительного образования, воспитания, опеки перешли Минпросвещения России, а науки и высшей школы – Минобрнауки России. С момента реорганизаций прошло не так много времени, как Вам кажется, удалось ли в этот период Министерству просвещения Российской Федерации сохранить свои позиции и показать положительную динамику подведомтсвенных вопросов?

Сегодня мы рассматривали вопрос, относящийся к ведению Министерства просвещения, то есть общее образование и среднее профессиональное образование. В проекте постановления Госдумы мы обращаем внимание на то позитивное, что было достигнуто в области просвещения в нашей стране, и достижения действительно есть. У нас, без преувеличения, первоклассное дошкольное образование. Мало где в мире есть дошкольное образование как уровень образования со своими стандартами. Это позволяет нам удерживать мировое лидерство: последний PIRLS для начальных классов – первое место в мире по уровню образованности наших младшеклассников.

Мы выигрываем многие международные конкурсы, связанные с физикой, химией, математикой, мы выигрываем последние первенства WorldSkills, то есть нам есть чему радоваться. Но, конечно, есть и огромное количество проблем, на которые мы обращаем внимание в этом постановлении.

Вячеслав Алексеевич, могли бы Вы очертить круг этих проблем?

Назову, как мне кажется, главные проблемы, обозначенные в документе.

Первое. Мы начали строить большое количество детских садов, решили задачу обеспечения местами в детских садах ребят в возрасте от 3 до 7 лет. Но во многом это произошло за счет уплотнения детских садов, а также за счет того, что не реализуются полностью программы и образовательные стандарты в дошкольных учреждениях. Естественно, на это надо обратить первоочередное внимание. А программа дополнительного строительства детсадов должна быть интенсифицирована.

Вторая большая проблема – это федеральная программа «Современная школа», которая должна реализовать Майский указ Президента Российской Федерации.

По нашему мнению, в представленном виде эта программа не может быть реализована, прежде всего, потому что не решает проблему второй смены. Собственно, в самой федеральной программе обозначена только дата решения проблемы третьей смены – это 2024 год. Третьей смены!

Мы помним, что Президент говорил о ликвидации второй смены к 2025 году. Очевидно, что, даже увеличив расходы на строительство новых школ, мы сейчас не выходим на ту траекторию, которая установлена президентом.

Не решается проблема изношенных школ, сельских школ, где не удастся в полной мере реализовать образовательные стандарты, поскольку не получится в течение ближайших шести лет выйти на полную интернетизацию школ с необходимой скоростью Интернета.

Третье – проблема кадров. Необходимо совершенствование системы педагогического образования и создание новых стандартов подготовки учителей для того, чтобы они уже готовили кадры для экономики будущего.

Четвертое – проблема, связанная с преподаванием родных языков, о чем мы много говорили в прошлом году. Действительно, Министерство просвещения недостаточно делает для того, чтобы были созданы все необходимые стандарты преподавания родных языков, чтобы были изданы соответствующие учебники и подготовлены педагогические кадры. Это все надо сделать, в том числе, с учетом возможностей Фонда поддержки родных языков, который сейчас создается.

Но я хотел бы обратить внимание на то, что недавно Совет Европы выпустил 58-страничное заключение о том, как нарушаются права изучения родных языков в нашей стране.

Мы знаем, какие у нас есть проблемы, но, уверяю вас, то, что написано в заключении Совета Европы, никакого отношения к реальности не имеет. При этом Совет Европы не обращает внимания на то, как нарушаются права на изучение родного языка и обучения на родном языке в странах Балтии, на Украине. Считаю, что этот доклад – еще один аргумент в пользу того, чтобы нам из этого Совета Европы как можно скорее начинать выходить. Как и из Парламентской ассамблеи (ПАСЕ), которая становится просто тем местом, где ругают Россию. Нам там делать нечего.

Пятое. Есть закон о стратегическом планировании, но у нас до сих пор нет стратегии развития образования. Мы призываем правительство наконец-то эту стратегию разработать.

Шестое. Мы в этом постановлении фиксируем уже принятое решение о проведении весной больших парламентских слушаний о мерах по повышению качества образования в Российской Федерации.

Мир стремительно меняется, и чтобы в новых условиях успешно выполнять свою профессиональную миссию, наша образовательная система должна овладеть стратегиями опережающего развития.

Убежден, что потенциал российского образования, новаторский дух и замечательные традиции отечественной педагогики позволят с честью решить эту непростую задачу.


Журнал "Вестник образования России", N 6, 2019 г.



Возврат к списку