Слово главного редактора

01.04.2020 | Журнал «Стратегия России»

Рабочая группа по поправкам в Конституцию была создана Президентом Российской Федерации для того, чтобы готовить поправки и обсуждать их с главой государства. Многие средства массовой информации, которые позиционируют себя как оппозиционные, критиковали состав рабочей группы, поскольку, мол, большинство её членов не имеют отношения к юриспруденции. Вообще-то, юриспруденция – юриспруденция, но здравый смысл и жизненный опыт ещё никто не отменял.
Люди в рабочую группу пришли из самых разных слоёв нашего общества. И с этой точки зрения рабочая группа была сформирована филигранно.
Например, Александр Калягин, Денис Мацуев, Михаил Пиотровский. Это выдающиеся представители нашей культуры, и никакой специалист по конституционному праву, никакой юрист не смог бы предложить в Конституцию формулировки о российской культуре, которые выдвинули и внесли как поправки эти замечательные граждане России.
Я работал в тематической подгруппе по вопросам международного права и в полной мере несу ответственность за те поправки, которые связаны с укреплением суверенитета нашей страны, неприкосновенности нашей территории. Мы предложили ужесточить требования ко всем госслужащим в отношении иностранного гражданства или счетов за границей. Предложили, чтобы принципы мирного сосуществования стали конституционными принципами нашего государства. Защита исторической правды и побед наших предков – это тоже будет внесено в Основной закон. Российские соотечественники впервые будут упомянуты в российской Конституции, что, на мой взгляд, исключительно важно.
Могу добавить, что конституционный процесс шёл и помимо рабочей группы. Например, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации обладают правом законодательной инициативы, и они вносили собственные поправки.
***
Не так давно в Комитете Государственной Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками состоялись парламентские слушания, посвященных реализации одной стратегической задачи. Речь идёт об увеличении количества иностранных граждан, в том числе соотечественников, обучающихся в российских вузах.
Хочу напомнить, что в Советском Союзе максимальное количество иностранных студентов было достигнуто в 1990-м году – 89 тысяч человек, или 2,6 процента от общего числа студентов. Минимум пришёлся на 1995-1996 учебный год – 52 тысячи. Сейчас в России обучается около 320 тысяч зарубежных студентов, или 8 процентов от общего количества студентов в стране. В МГУ этот показатель достигает 25 процентов.
Динамика хорошая. Россия входит в число стран-лидеров по экспорту образовательных услуг, на нашу страну приходится примерно 7 процентов мирового экспорта в этой сфере. В прошлом году российские вузы заработали на экспорте образования порядка 100 млрд. рублей. К числу наиболее востребованных направлений относятся медицина, экономика и управление, педагогика, филология, геология и нефтегазовая отрасль.
Наше образование интересно для зарубежных студентов и по соотношению «цена-качество», так как подавляющее число студентов платит за обучение. Наибольший прирост дает Китай, где все высшее образование платное. Российское образование оказывается дешевле, чем в КНР.
Поэтому сейчас стоит задача существенного увеличения числа иностранных студентов. В ближайшие годы мы должны довести их количество до 700 тысяч человек. И этот результат вполне достижим.
Абсолютно поддерживаю практику предоставления иностранным студентам квот на бесплатное обучение, а также идею увеличения этих квот. Это не только инструмент «мягкой силы» и способ привлечения в наши вузы талантливой молодежи, победителей олимпиад. Существует проблема неплатежеспособности студентов из ряда стран. Говорю об этом не понаслышке. У фонда «Русский мир» одна из самых крупных статей расходов – это оплата кубинским студентам проезда в Россию и обратно.
Приоритетный вопрос – обучение иностранцев русскому языку. Здесь решение проблемы заключается в расширении курсов русского языка как иностранного в нашей стране и преподавании русского за рубежом, чем занимаются Россотрудничество и фонд «Русский мир».
Серьезными факторами наращивания экспорта образования становятся расширение филиальной сети российских университетов за рубежом, улучшение визового режима и системы информирования о российских образовательных услугах, эффективная организация практики студентов, модернизация вузовской инфраструктуры, в том числе общежитий, формирование ассоциаций выпускников.
Важный момент – семестровые программы, система кредитов, летние школы, когда студенты приезжают не на полный срок, а для изучения конкретных программ. Во всем мире международные студенческие обмены – это, прежде всего, летние курсы. У нас летом вузы отдыхают, а в тех странах, с которыми мы конкурируем, активно работают. Взять, например, тот же Китай. Поскольку рейтинги вузов, которые составляются на Западе, вызывают оправданный скептицизм, то нам нужно развивать и продвигать собственные рейтинги вузов, сориентированные на страны, входящие в наше образовательное пространство. То есть страны СНГ и БРИКС.
Необходим стратегический подход к привлечению иностранных граждан в российские вузы. Государственная Дума приняла закон о стратегическом планировании. К сожалению, и наш Комитет по образованию и науке об этом говорит постоянно, у нас нет стратегии развития образования и, соответственно, нет подраздела этой стратегии, посвященного высшему образованию иностранных обучающихся.


Вячеслав НИКОНОВ


Журнал «Стратегия России», апрель 2020 г.



Возврат к списку