Слово главного редактора

03.12.2018 | Журнал «Стратегия России»

Под председательством Владимира Путина 26 октября 2018 года в Ханты-Мансийске прошло заседание Совета при президенте по межнациональным отношениям, в котором и мне довелось участвовать, выступать с докладом.

Этот Совет как совещательный и консультативный орган при главе государства образован 5 июня 2012 года во исполнение указа Владимира Путина «Об обеспечении межнационального согласия». Совет готовит для президента предложения по определению и развитию приоритетных направлений государственной национальной политики, обеспечивает взаимодействие различных органов государственной власти и общественных объединений в сфере её реализации. Кроме того, проводит экспертизу законодательных норм, затрагивающих вопросы национальной и миграционной политики.

Состоялось уже десять заседаний Совета. Четыре из них были выездными — в Саранске в 2012 году, в Уфе в 2013 году, в Астрахани в 2016 году и в Йошкар-Оле в 2017 году. На заседании в Ханты-Мансийске президент снова подчеркнул, что, говоря о национальном согласии в стране, мы говорим об исторических, гуманитарных, цивилизационных основах нашей государственности, о национальной безопасности и единстве Российской Федерации.

В частности, Владимир Путин отметил: «Стратегия государственной национальной политики должна быть синхронизирована с теми целями, задачами, которые обозначены в Послании и майском Указе, а также с другими документами стратегического планирования. В том числе в сфере пространственного развития страны. Знаю, что на президиуме Совета этот вопрос тоже уже поднимался. Считаю, что все социально-экономические планы мы должны строить и реализовывать с учётом культурных, исторических, национальных особенностей наших регионов и в открытом диалоге с гражданами».

Действительно, национальная политика в России должна работать на укрепление страны. Всемирно известный хореограф Джордж Баланчин, когда его спрашивали о национальности, отвечал так: «По крови я грузин, по культуре я русский, а по национальности — петербуржец». Это культурное, языковое, этническое многообразие всегда было основой и источником силы нашей цивилизации.

В Российской Федерации говорят на 170 языках. Есть страны, где языков больше, но нет ни одной страны в мире, где бы уделялось такое внимание статусу языков, их изучению, преподаванию и внедрению в образовательную систему.

Сейчас в Российской Федерации существует 36 государственных языков в 22 субъектах Федерации, одновременно во всех этих субъектах русский язык тоже является государственным. Образование ведётся на 24 языках. Предмет «родной язык» изучается по 81 языку.

Это большое достижение, но в процессе работы над поправками к закону об образовании, которые были вызваны предложениями на прошлом заседанием совета в Йошкар-Оле и реализацией тех поручений, которые были даны президентом, мы в Комитете Государственной Думы по образованию и науке обнаружили достаточно большой круг проблем. Эти проблемы решаемы, если приложить серьёзные усилия.

Я бы выделил четыре круга взаимосвязанных проблем.

Первый круг — это учебники и учебные пособия. Их много. Большая часть таких учебников сделана добровольцами. Но если мы возьмём федеральный перечень учебников, то обнаружим там учебники только по 6 языкам.

Вторая проблема — примерные образовательные программы, их на сегодняшний день утверждено только 13.

Третья проблема — кадры, острая нехватка учителей родных языков и небольшое количество студентов, которые идут на соответствующие филологические специальности, учитывая в том числе и незначительный спрос на выпускников этого профиля.

Четвёртое — проблемы, связанные с наукой, филологией, изучением родных языков. Без науки невозможно решение проблем учебников, образовательных программ и подготовки кадров. Только имея научную базу, можно предлагать стандарты, готовить учебники, учить студентов.

И об этом говорил Путин. Он напомнил, что нам нужно «выстроить целостную систему, включая этапы подготовки и переподготовки кадров, необходимых для качественной реализации государственной политики в сфере межнациональных отношений».

В июне Государственная Дума рассмотрела в первом чтении поправки в закон «Об образовании в Российской Федерации» в части изучения языков народов России и государственных языков республик, находящихся в составе РФ. Некоторые критики законопроекта говорили, что его принятие может поставить под удар сохранение языковой и культурной самобытности народов России.Но целью законопроекта как раз и было поддержание языковой и культурной самобытности народов нашей страны. Наш Комитет по образованию и науке в своём решении рекомендовал создать на федеральном уровне специальный фонд поддержки родных языков. Правительство эту инициативу поддержало.

Фонд должен будет помочь академическому, научному изучению языков народов нашей страны, заняться подготовкой учебников и учебных пособий по родной речи и родной литературе. Фонд также займётся подготовкой и экспертизой образовательных программ для изучения родных языков. Наконец, он обеспечит подготовку педагогических кадров.

От имени всех участников заседания Совета в Ханты-Мансийске я выразил огромную благодарность президенту за указ, который он там подписал — о создании Фонда сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации. Потому что именно фонд сможет решить задачи, о которых мы говорили. Уверен, он сможет сделать очень хорошее дело, потому что языки народов России — это не только достояние самих этих народов, не только достояние Российской Федерации, но, безусловно, достояние всего человечества.

Вячеслав НИКОНОВ


Журнал «Стратегия России», декабрь 2018 г.



Возврат к списку