Слово главного редактора

02.10.2017 | Журнал «Стратегия России»

Наша Родина – Российская Федерация – великая страна с 1150-летней писаной историей государственности. Мы располагаем гигантской территорией, колоссальными природными богатствами, солидным производственным потенциалом, впечатляющим списком ярких достижений в области науки, техники, образования, искусства, славной историей армии и флота. Обладаем авторитетом державы, не раз игравшей определяющую роль в мировой истории.

За каждым из нас десятки поколений россиян, которые и создали нашу страну, которые жили, любили, рожали детей, строили, выращивали хлеб, обустраивали страну, клали свои жизни, чтобы защитить ее от врагов. Мы все их наследники. И мы все должны быть достойны этого наследия. И мы призваны его преумножить, поднять Россию на более высокую ступень развития. Перемены к лучшему происходят там, где граждане могут брать на себя ответственность. Страна, в которой существует дефицит лидеров, не может замахиваться на мировое лидерство.

Не вдаваясь в разбор десятков определений этого термина, которые нетрудно найти в литературе, определю лидерство как способность опережать других и вести их за собой.

Лидерство можно понимать в узком и чаще всего используемом смысле: как совокупность личных качеств, позволяющих человеку быть успешным в жизни, приносить максимальную пользу себе, окружающим, своей компании, стране.

Лидерство – не менеджмент, главное назначение которого изо дня в день помогать обычным людям, которые ведут повседневную жизнь, успешно справляться с рутинными обязанностями с помощью процедур и контроля. Лидерство – это воплощение в жизнь замыслов, желательно – грандиозных, что требует прилива энергии. Мотивируя и вдохновляя, лидеры вызывают энтузиазм, апеллируя к таким естественным человеческим чувствам, как потребность в признании, стремление к достижениям, желание быть причастным к большому общему делу, испытывать самоуважение, быть хозяином собственной судьбы, жить в соответствии со своими идеалами.

Под лидерством можно подразумевать и совокупность опробованных в стране принципов государственного управления. И осознание своей страны как лидера, без чего, кстати, и индивидуальное лидерство (особенно, в политике) не может быть по-настоящему эффективным.

Особенно велика ответственность тех лидеров, которые выбирают своим поприщем политику, государственное управление.

Личности всегда играли огромную роль в истории. Александра Осиповна Смирнова-Россет приводит в своих «Воспоминаниях» слова Пушкина: «Разумная воля единиц или меньшинства управляла человечеством… Единицы совершали все великие дела в истории».

Мир так уж устроен, что в основном только через политическую сферу, через государство его можно реально менять. Мнения – весьма распространенные и в России в начале 1990-х – будто «невидимая рука рынка» или что-то иное все расставит по своим местам, оказываются иллюзиями. Конечно, государство не всесильно, но оно необходимо.

Лидеры обязаны руководствоваться мудростью, унаследованной от прошлых поколений и апробированной практикой, нежели решать каждый вопрос на основе одного лишь личного восприятия или опыта. Ленинское представление о том, что «кухарка может управлять государством», оправдывало множество поколений управленцев, не обладавшими необходимыми знаниями и навыками.

Часто можно услышать, что не бывает национальной школы лидерства. Принципы лидерства универсальны, что работает в одной стране, будет работать и везде. Так думали и думают и многие наши соотечественники.

Но все-таки лидеру очень не вредно понимание того, в какой стране и в какое время он живет.

«Русские проблемы на западные языки перевести невозможно. Исчезает романтическая окраска и психологическая глубина».

Александр Александрович Зиновьев

Доказано: после Второй мировой войны на путь модернизации вступило более полсотни государств. Но преуспели только те из них – Япония, Гонконг, Тайвань, Сингапур, Южная Корея, Китай, – которые неуклонно работали с ценностным кодом, с национальной ментальностью и этикой, своей уникальной картиной мира. Менялись, учитывая и сохраняя традиции и своеобразие. И, напротив, российские реформы 1990-х бесславно провалились именно потому, что проводились по заимствованным извне лекалам без учета особенностей нашей страны. А классическая экономическая и политическая теория неоднократно разбивалась о российскую действительность.

Блестящий поэт и дипломат Федор Иванович Тютчев не зря писал:

«Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить».

Но в Россию можно не только верить. Кстати и сам Тютчев имел в виду лишь то, что к России не применимы стандартные измерительные инструменты. Нужно создавать свои собственные. Олег Анатольевич Матвейчев – известный философ и политолог, написал в книге «Суверенитет духа» о русских мыслителях, в том числе о тех из них, кто вел поиски русской самобытности: «Никто из них даже не задумался над тем, что прилагают к России европейский метр, вместо того чтобы, наоборот, попытаться Европу измерить российским аршином. А для этого нужно породить сам «аршин», то есть собственную систему категорий, выросшую из осмысления собственного бытия. В этом и состоит работа настоящих философов, которой наши «философы» пренебрегли».

«Выигрывает тот, кто придумывает правила»

Сергей Владиленович Кириенко

Когда в России говорят о том, что мы являемся особенной страной, то не имеют в виду – исключительной. Каждая страна, каждая цивилизация – особенная, и это нужно учитывать. Россия не претендовала и не претендует на избранность, в отличие от гитлеровской Германии или современных Соединенных Штатов.

При этом наши великие мыслители хорошо понимали необходимость учета национальной специфики, которая делает каждый народ неповторимым. В том числе, и русский. Кстати, на протяжении столетий слова «русский» и «российский» были синонимами. А на английский язык оба переводятся как Russian.

«Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию…. Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу».

Александр Сергеевич Пушкин

Исключительно большую роль в формировании национальных особенностей играет исторический опыт народа.

«История, прошедшее для народа – то же, что для отдельного человека его природа, ибо природа каждого из нас есть не что иное, как сумма наследственных особенностей».

Василий Осипович Ключевский

Каждое государство, каждый народ есть произведение искусства, поскольку двух одинаковых просто не существует.

И Россия тоже представляет собой особую цивилизацию, обладающую целым набором специфических черт, определяющих и специфику российского лидерства. Понимание этого существовало в народном сознании, причем, в предельной форме.

«Что русскому здорово, то немцу смерть».

Русская пословица

Представление о «совершенно особом» существовании России в равной степени разделяли и такой последовательный славянофил как Иван Васильевич Киреевский, и такой крайний западник как Виссарион Григорьевич Белинский.

Только к концу XIX века появились соотечественники, которые доказывали тождественность российского и западного опыта. Особенно ярко эта точка зрения отразилась в социалистической мысли, наиболее яркими представителями которой были Георгий Валентинович Плеханов и Владимир Ильич Ленин, которые сделали вывод о России как просто отсталой западной стране и слабом звене в цепи империализма.

Но все же специфика России очевидна. Историческое движение страны, раскинувшейся на огромных просторах Евразии от Балтики до Тихого океана, не могло не придать ей специфические черты. Российскость можно понять, прежде всего, исходя из собственной сущности самой России, а не чьей-то еще.

Россия цельный организм. В его основе лежит цивилизационный, культурный код, закладывающий основу общей российской матрицы. У нас свой менталитет, свои нравы, свое понимание добра и зла, свои порядки, заморочки, политические институты. Мы не очень понимаем порой чужие нравы, нам не очень понятна логика западной политики, избирательных кампаний.

Тот факт, что Россия не относится к Западной цивилизации, ни в коей мере не делает ее в чем-то ущербной. Просто наш путь был другим. И мы ни в коем случае не должны преуменьшать прочность того фундамента, на котором стоит российская цивилизация. Причем этот фундамент проходит и по земле, и в нашем сознании.

Говорят, у россиян изначально нет установки на лидерство: скромники, воспитывали так, чтобы не высовывались. В советское время слово «карьерист» было чуть ли не ругательным, стремиться к карьере было недостойно настоящего советского человека.

Все так. Но и установка на лидерство – подспудно или явно – была всегда. И наша страна дала множество лидеров, определяющих лицо нашей планеты. Они демонстрировали примеры лидерства, предлагали его формулу.

Кто же они, авторы принципов лидерства по-русски? Среди них великие правители и святые мученики, летописцы и богословы, выдающиеся военачальники и мыслители, писатели и поэты. Наши великие соотечественники, составившие славу своему Отечеству, да и всей мировой цивилизации. Если и сегодня, много веков спустя, их имена хорошо известны, они точно были лидерами. Но лидерами были и многие другие люди, имена которых не сохранились для истории.

Воспитывали в себе лидерские качества и призывали это делать Ярослав Мудрый и Владимир Мономах, Александр Невский и Дмитрий Донской. Недвусмысленный призыв к российскому лидерству прозвучал из уст игумена псковского Елеазаровского монастыря старца Филофея, сформулировавшего нашу первую национальную идею «Москва – третий Рим» в 1520 годы, в царствование Василия III.

Мощную установку на лидерство давал первый российский император Петр Великий: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы».

«Мы русские и потому победим», – утверждал великий полководец Александр Васильевич Суворов, которому действительно были неведомы поражения.

У Пушкина точно была установка на лидерство – интеллектуальное. В 1820 году он написал «Про себя»:

«Великим быть желаю

Люблю России честь,

Я много обещаю –

Исполню ли? Бог весть!».

Наши великие предки звали на жизнь, как на борьбу, видели в ней горение, вечное стремление к вершинам, совершенству.

«Лишь трудом и борьбой достигается самобытность и чувство собственного достоинства».

Федор Михайлович Достоевский

Немало полезного для современных лидеров можно найти в отечественных кодексах чести и правилах поведения.

Советский Союз претендовал на лидерство в глобальном масштабе, предлагая альтернативную модель общественного устройства. А советские люди видели себя носителями самой передовой идеи и не жалели своих жизней для ее воплощения в жизнь.

«Родина наша – колыбель героев, огненный горн, где плавятся простые души, становясь крепкими, как алмаз и сталь».

Алексей Николаевич Толстой

Для миллионов советских людей жизненным принципом стал девиз героев романа Вениамина Александровича Каверина «Два капитана»: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»

Великие творцы звали ставить беспредельные жизненные цели, уходящие далеко за горизонт. И достигали их.

Продолжают призывать к лидерству и наши современники. Об этом не раз говорил и Президент России Владимир Владимирович Путин, не один год возглавляющий список наиболее влиятельных людей на Земле: «Кто вырвется вперёд, а кто останется аутсайдером и неизбежно потеряет свою самостоятельность, будет зависеть не только от экономического потенциала, но прежде всего от воли каждой нации, от её внутренней энергии; как говорил Лев Гумилев, от пассионарности, от способности к движению вперёд и к переменам».

Вячеслав НИКОНОВ


Журнал «Стратегия России», № 10 октября 2017 г.


Возврат к списку