Вячеслав Никонов сообщил на Совете законодателей об основных законодательных инициативах в сфере образования

09.12.2016 | Комитет Государственной Думы по образованию и науке

8 декабря в Москве состоялось заседание Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации.

Вела заседание сопредседатель Президиума Совета законодателей - Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Одной из тем обсуждения стали вопросы законодательного обеспечения государственной политики в области образования.

Выступая на заседании, председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов напомнил, что президент страны Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию назвал две базовые задачи образовательной системы: первая – давать знания, вторая – воспитывать нравственного человека.

Никонов отметил, что избрание Государственной Думы VII созыва совпало с приходом нового руководства Министерства образования и науки России, с которым профильный Комитет Госдумы находит много точек соприкосновения для слаженной совместной работы.

Вячеслав Никонов назвал основные законодательные инициативы и направления деятельности, по которым в настоящее время работает Комитет Госдумы по образованию и науке:

- Дошкольное образование, которое официально стало уровнем образовательной системы. Сейчас внедряется стандарт дошкольного образования - мало где в мире есть подобная практика. Мы почти решили задачу обеспечения дошкольными учреждениями ребят в возрасте от 3 до 7 лет, и переходим к тому, чтобы обеспечить местами детей до 3 лет.

Строительство новых школ и реконструкция действующих. К сожалению, предусмотренное на эти цели финансирование, не отвечает масштабу проблемы. Во многом объемы финансирования определяются возможностями софинансирования со стороны регионов. Поэтому здесь должно быть очень серьезное встречное движение федерального центра и регионов.

Содержание образования. К сожалению, в 2003 году из Федеральных государственных образовательных стандартов были исключены вопросы содержания образования. Их нужно возвращать, и на этот счет есть серьезные законодательные инициативы. В связи с этим решается задача сокращения количества и повышение качества учебников, организация их отбора на конкурсной основе.

Трудовое воспитание. Абсолютно поддерживаю постановку вопроса о возвращении в школы трудового воспитания. За это высказываются и педагоги, и родители, и эксперты. Мы должны легализовать трудовое воспитание, при этом, не нарушая нормы Конституции, запрещающие детский труд.

Совершенствование законодательства, касающегося образования людей с ограниченными возможностями здоровья.

Отдых и оздоровление детей. Мы поддерживаем коллег из Совета Федерации, внесших на рассмотрение соответствующий законопроект, и я уверен, что Государственная Дума примет его в первом чтении уже в этом году.

Среднее профессиональное образование. Важна реализация стратегии развития системы подготовки рабочих кадров, а также формирование системы прикладных квалификаций.

Высшее образование. Одно из важнейших направлений – совершенствование механизмов целевого приема, а еще точнее – перехода от целевого приема к системе целевого обучения уже тех студентов, которые хорошо проявили себя в вузе, и в которых, как в специалистах, заинтересованы работодатели.

Создание базовых учебных подразделений не по основному месту расположения вузов – это так называемые базовые кафедры, организуемые непосредственно на производстве. Соответствующий законопроект внесен Министерством образования и науки и прошел первое чтение.

Критерии оценки эффективности деятельности вузов и вопросы их слияния и закрытия. Могу прямо сказать: закрытия нормальных вузов и их «оптимизации» больше не будет. Сейчас критерии оценки эффективности работы вузов формируются в координации с созданием национальной системы рейтингов высших учебных заведений. Этой системой сейчас занимается Российский союз ректоров, и критерии определит не Минобр, а само ректорское сообщество.

Вопросы подготовки кадров высшей квалификации. К сожалению, до сих пор не определено содержание аспирантского образования, которое тоже стало уровнем системы образования. Обучение в аспирантуре оказалось оторвано от защиты кандидатских диссертаций, и это необходимо поправить в ближайшее время.

В МГУ и СПбГУ идет эксперимент по присвоению званий кандидатов и докторов наук непосредственно самими университетами. Это открывает перспективу для всех вузов страны, а значит, решит часто возникающий вопрос по структуре диссертационных советов.

Наконец, последнее по порядку, но не по значению, - вопросы нравственного воспитания. Надо сделать все, чтобы такие ценности, как свобода, справедливость, достоинство, честь, вера были не пустым звуком для выпускников наших школ и вузов, всех граждан нашей Великой России.

Справочно: Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации – совещательный и консультативный орган при палатах Федерального Собрания Российской Федерации, учрежденный в мае 2012 года для согласованного законодательного обеспечения реализации государственной политики в сфере разграничения полномочий по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, совершенствования механизмов реализации контрольных полномочий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организации их взаимодействия в законодательном процессе и обмена опытом парламентской деятельности.

Пресс-служба Комитета Госдумы по образованию и науке



Возврат к списку