США зашли на Украине слишком далеко, и их пришлось образумить
26.09.2024 | Комсомольская правда
Первый заместитель главы Комитета Госдумы по международным делам, внук сталинского наркома Молотова прокомментировал обозревателю «КП» Александру Гамову новую ядерную доктрину РФ.
- Вячеслав Алексеевич, вчера Владимир Владимирович Путин выступил на Совбезе с очень точным, резким и долгожданным заявлением по поводу обновления российской ядерной доктрины. Насколько неожиданным это было для вас?
- Ну, прежде всего, ничего неожиданного в выступлении президента не было, наверное. Потому что на протяжении последних месяцев неоднократно различные официальные лица, связанные с подготовкой нашей ядерной доктрины, говорили о том, что изменения вноситься будут в любом случае. Об этом говорил заместитель министра иностранных дел Рябков неоднократно, поэтому да, мы ожидали, что изменения будут.
-Были предположения, какие именно изменения возможны?
-Какие конкретно? Ну, были разные варианты. И то, что озвучил президент, это действительно ожидаемо. Здесь мы находимся в таком историческом моменте, когда надо на самом деле дать понять противнику, что связываться с великой ядерной державой – это чревато. В последнее время они, по-моему, сильно расслабились и считают, что могут пересекать любые красные линии и при этом им ничего не будет. Что они могут наносить удары по нашей территории, оказывать любую военную помощь Украине, давать себе разрешение или не давать бить по нашей территории, и в ответ ничего не прилетит. Ну, в данном случае прошел сигнал, я думаю, он важен накануне вот как раз сегодняшней встречи Зеленского с Байденом и Харрис в Белом доме. Республиканцы вроде отказались встречаться из-за прямого участия Зеленского в избирательной кампании на стороне демократической партии.
- Политические обозреватели ожидают серьезных последствий для мира от этой встречи.
- Да, как говорят, Байден и Зеленский будут обсуждать принятие решения о возможности дать Украине, а на самом деле самим себе, разрешение бить по нашей территории дальнобойными системами. Именно поэтому выступление Путина – это своевременный сигнал.
Главное изменение в ядерной доктрине, во всяком случае, то, что прозвучало в выступлении президента (естественно, я не видел еще текста), это то, что теперь мы рассматриваем нападение со стороны любого неядерного государства, но с участием или при поддержке ядерного государства, как совместное нападение на территорию Российской Федерации. То есть, если положение вступит в силу, то мы действительно будем рассматривать нападение Украины на нашу территорию, как совместное нападение Украины с ядерными державами. Ядерные державы, которые поддерживают Украину, известны – это и Франция, и Великобритания, и, конечно, Соединенные Штаты Америки. Это, конечно, понижает ядерный порог, с другой стороны, ядерное оружие – это ведь то, что поддерживало мир на планете на протяжении многих десятилетий после Хиросимы и Нагасаки (речь о бомбардировке американцами японских городов атомными бомбами – А.Г.) и после того, как Советский Союз создал ядерное оружие, вот эта концепция взаимного гарантированного уничтожения, именно идея, что любой удар одной стороны, будет встречен ответным уничтожающим ударом. Сейчас американцы на Украине заходят уже слишком далеко и готовы пересечь любые красные линии, нанося удар по нашей территории. Выступление Путина, я думаю, должно немножко сейчас Вашингтон образумить.
- Надеемся, что так и будет.
- Ну, мы в общем уже видим, что запад несколько отползает назад и вот таких самоуверенных заявлений о том, что да, мы предоставим Украине любое оружие, уже нет. Хотя и по-прежнему звучат голоса, что Украина должна воевать до победного конца, то есть, до последнего украинца, что, вероятно, Вашингтон устраивает, но вряд ли устраивает народ Украины, а уж тем более России.
- Как вы думаете, сколько времени может потребоваться для того, чтобы все это оформить документально? Я имею в виду, проработать, внести поправки в доктрину?
- Ну, доктрина может быть принята Указом президента, я думаю, так оно и будет, и Указ этот может быть подготовлен в любое время. Я не думаю, что текст, с которым выступал Путин, как-то не согласован уже со всеми ведомствами, полагаю, что это уже окончательный текст и окончательная наша позиция, и она может быть утверждена Указом президента просто в любое время.
- Ну и вы, собственно, сказали, что это окажет влияние на ситуацию в мире.
- Ну, в мире многое должно измениться, чтобы он стал более совершенным. Но я рассматриваю это как средство некоего прочищения западных мозгов. Если они не будут прочищаться, тогда да, России придется напомнить о том, что она обладает возможностью нанесения ущерба и тем странам, которые поддерживают Украину. Кстати, вчера Агентство «Рейтер» неожиданно сообщило, что якобы мы через Иран собираемся поставить ракеты «Оникс» йеменским хуситам, которые… Ну, я не знаю, насколько информация достоверна, но, во всяком случае, это могло бы быть одним из тех ответов, о которых, собственно, Путин говорил – нанести Соединенным Штатам адекватный ущерб, причем, далеко не своими руками, а с помощью дальнобойного оружия в третьих странах, которое гарантированно способно уничтожать, скажем, штатовские корабли. Поэтому да, прочищать мозги надо.
- Западные союзники Украины уже даже не пытаются завуалировать словами свое непосредственное участие в военных действиях против России.
- Потому что в последнее время было очень много уверенных заявлений – да, мы дадим Украине возможность бить вглубь российской территории, а на самом деле мы понимаем, что Украина такой возможностью не обладает, она не может ни целеполагание обеспечивать, ни наведение, которое осуществляется с помощью спутников. Поэтому разрешение якобы Украине бить дальнобойным оружием по целям на территории России - это разрешение себе. Ну, естественно, шума много. И европейский парламент вот в один из первых дней работы принял соответствующую резолюцию, которая должна подвигнуть европейских политиков к разрешению использовать это оружие. Но что касается Соединенных Штатов Америки, то их позиция стала более аккуратной и осторожной. То же самое можно сказать и о позиции Германии. У Великобритании пока позиция такая: держите нас семеро, мы все равно не можем наносить такие удары без Соединенных Штатов Америки, поэтому Америка должна дать разрешение на использование своих спутниковых координатных систем. Да, есть известное отползание назад, но пока говорить об окончательном решении не поставлять Украине дальнобойное вооружение нельзя. Все еще может быть. Но во всяком случае, противник предупрежден.
- И «наше дело правое» (первые слова знаменитого высказывания наркома Молотова в самом начале Великой Отечественной войны – А.Г.).
- Я никогда в этом не сомневался. Наши вооруженные силы сейчас достаточно работают на всех участках фронта, Украина испытывает явные проблемы, там явно не хватает сейчас резервов для затыкания дыр ни на Покровском направлении, ни на Угледарском. И, конечно, сейчас уже понятно, что их курская авантюра была авантюрой, которая только помогла нам перемолоть достаточно большое количество и личного состава, и вооружений, которых сейчас не хватает на других участках фронта. Поэтому да, наше дело правое, враг будет разбит и победа будет за нами!
Комсомольская правда, 26 сентября 2024 г.