"Назрела пора!" В Госдуме призвали сформировать стратегию развития образования в стране

21.11.2017 | Информационное агентство "Накануне"

В Госдуме состоялись парламентские слушания, на которых их участники обсудили перспективы формирования стратегии развития системы образования в стране, передает корреспондент Накануне.RU.

На важность создания комплексной стратегии развития российского образования, которая могла бы адаптироваться к новым условиям и обеспечить конкурентоспособность страны в этом направлении на мировом уровне, обратил внимание глава Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов.

"Назрела пора для серьезного разговора о стратегии развития образования, стратегии развития исторической науки в нашей стране, преподавания истории и в целом всего исторического знания. Это тем более актуально, поскольку принят закон о стратегическом планировании. Появляются самые разные стратегии, но стратегии развития образования у нас нет", - отметил депутат, открывая слушания.

При этом, по его словам, сегодня существует большое количество отраслевых стратегий в сфере образования, которые не охватывают все проблемное поле в целом. А такие сегменты, как дошкольное образование, непрерывное образование, образование пожилых людей, и вовсе не охвачены планированием, отметил Никонов.

Парламентарий напомнил, что в 2017 году консолидированный бюджет на образование составляет 3,2 трлн рублей. "В соответствии с уже принятыми поправками эта цифра будет расти, и к 2020 году она достигнет 3,8 трлн", - добавил глава комитета.

Отрасль знаний, как он подчеркнул, меняется быстрее остальных. "Кардинальным образом меняется ситуация на рынке труда в связи с развитием новых знаний и новых технологий. Часто звучат прогнозы, что ряд профессий будет исчезать в ближайшие годы. Мы действительно с трудом представляем, как будет выглядеть рынок труда через 20 лет, а мы должны иметь об этом представление, поскольку уже сейчас должны начать готовить специалистов, которые будут работать в экономике будущего и отвечать на те вызовы, с которыми будет сталкиваться страна", - выразил мнение Никонов.

В свою очередь ведущий советник Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Инна Каракчеева в ходе слушаний указала на то, что в настоящее время действительно не хватает стратегии развития образования, которая бы отражала именно перспективы развития этого сектора, а не была построена на задачах прошлого или настоящего. По ее мнению, прежние задачи развития были сформированы в других условиях, когда социально-экономические условия были другими. "Сегодня ключевыми трендами являются развитие частного образования (платного), изменение схемы бюджетирования - от сметы к нормированию, развитие квазирынков - формирование конкуренции извне, а также реструктуризация сети. Важным аспектом является стандартизация - формирование государственных образовательных стандартов, профессиональных стандартов, а также международных", - прокомментировала она.

По ее словам, в последние три-пять лет в США, Великобритании, Корее, Сингапуре идет активизация в области изменения документов стратегического планирования образования. Там, как она отметила, нацелены на развитие в новом образовательном укладе, с учетом изменений участников системы, их психологических особенностей.

"Сегодня недостаточно говорить о компьютерной грамотности. Это вчерашний день. Сейчас необходимо говорить о цифровой грамотности - это совершенно другой уровень задач, который мы видим", - заявила эксперт.

Каракчеева выразила опасение, что реформирование системы образования в РФ без соответствующего новым реалиям планирования будет проходить по догоняющей модели развития, что чревато "упущенными монетарными и немонетарными выгодами".

Тезис о необходимости связать процессы образования с выбранными на государственном уровне стратегическими направлениями - прежде всего, цифровизацией, - поддержали многие участники дискуссии.

О ряде конкретных задач, которые должны быть зафиксированы в стратегии развития образования, рассказал зампред профильного комитета ГД Олег Смолин. По мнению депутата, стратегия необходима, "поскольку образование становится ключевым фактором модернизации любой современной страны".

Этот план развития должен быть увязан со стратегией развития страны в целом и скоординирован с другими документами, считает парламентарий. "В России сейчас почти 30 стратегических документов, которые так или иначе касаются образования, но единой стратегии нет. Она должна быть не абстрактным документом, а включать конкретные показатели, без которых модернизация невозможна", - сказал Смолин.

Так, он предложил повысить затраты на модернизацию образования до 7% от ВВП страны. "В этом пункте совпадают позиции левых фракций и позиции ВШЭ. Ярослав Кузьминов в свое время в докладе ОП РФ утверждал именно эти показатели. Если комитет не готов написать эту правильную цифру, давайте признаем, что нам нужны цифры не ниже средних по странах ОЭСР. Он составляет 4,7% от ВВП", - отметил зампред комитета. При утверждении такой задачи в ближайшие шесть лет из консолидированного бюджета необходимо увеличить финансирование образования на 1 трлн рублей, пояснил депутат. "Без этого модернизации ни у кого не получилось, буду рад ошибиться, но думаю, не получится и у нас", - подчеркнул Смолин.

В пример он привел данные Всемирного банка, согласно которым Россия по доле затрат на образование занимает 12 место. Депутат, ссылаясь на исследования, выразил опасение, что "если мы не поменяем курс экономической политики, мы можем к 2030-2035 гг. переместиться на 15 место, уступив Мексике".

На взгляд Смолина, еще один аспект, на который следует обратить внимание в будущей стратегии, - статус педагогического работника. "Средний учитель вырабатывает более 1,5 ставок. Либо он работает на износ, либо вынужден не давать ученикам то, что положено. Мы предлагаем увязать уровень зарплаты учителя к среднему показателю не только по региону, но и по стране, и зарплата должна быть за одну ставку. Учитель должен нормально жить, чтобы иметь возможность работать над собой", - считает депутат.

Кроме того, он указал на необходимость оказать господдержку образовательным ресурсам и каналам, которые будут заниматься просветительской работой. "Тогда у нас будет настоящая образовательная среда", - заключил Смолин.


Информационное агентство "Накануне", 21 ноября 2017 г.



Возврат к списку