Дебют для педагогов – будущее для страны Дебют для педагогов – будущее для страны

16.04.2016 | Фонд "Русский мир"

Накануне в Москве в Государственной Думе подвели итоги всероссийского конкурса молодых учителей «Педагогический дебют  2016». Одна из победительниц, молодая учительница Александра Кожевникова, рассказала «Русскому миру», как живётся и как работается сейчас сельскому педагогу.

 Учитель – это самая благородная и нужная профессия, которую должен ценить каждый человек. В том числе и российская власть сказал Вячеслав Никонов, глава Комитета Государственной Думы по образованию и председатель правления фонда «Русский мир», на состоявшейся 15 апреля церемонии награждения победителей Всероссийского конкурса «Педагогический дебют – 2016».

Вячеслав Никонов и Александра Кожевникова. Фото Андрея Семашко

Церемония состоялась в Государственной Думе 15 апреля 2016 года. Конкурс был организован Комитетом Государственной Думы по образованию и некоммерческим партнерством «Ассоциация лучших школ». Состязание проходило в три этапа: первые два – заочные и третий – очный. В нём участвовали 306 молодых педагогов и руководителей образовательных учреждений. На финальные испытания в Москву приехали 84 девушек и юношей из 35 субъектов Российской Федерации. Строгое жюри выбрало 16 лучших специалистов в пяти номинациях – «Молодые учителя», «Молодые педагоги-психологи», «Молодые педагоги дополнительного образования», «Молодые управленцы» и «Молодые руководители дошкольных образовательных организаций». 

Специальный приз Комитета Государственной Думы по образованию получила Александра Кожевникова, учитель начальных классов Шутиловской общеобразовательной школы Нижегородской области. Мы спросили молодого педагога, почему она выбрала такую нелёгкую профессию.

 Александра, почему Вы стали учителем?

 Я с детства мечтала об этом, учила своих кукол и подруг. Люблю работать с маленькими детьми. Мне нравится, как малыши смотрят на меня горящими глазами и, затаив дыхание, слушают меня. И то, что я учу их сразу нескольким дисциплинам  математике, русскому языку, литературному чтению.

Сельские дети отличаются от городских. Они добрые, любвеобильные, открытые, более спокойные и уравновешенные. Жизнь в селе неторопливая. Нам не надо никуда спешить, но это не значит, что мы отстаём от цивилизации. Мы учим их всему.

 Часто молодые люди стремятся остаться в городе, а Вы поехали в сельскую школу. Почему?

 Я родилась в селе и училась в сельской школе. Хотя первое время я хотела работать в городе. Но сейчас ни за что не поменяю место своей работы. Недавно я стала участником программы поддержки молодых специалистов – мне построили большой дом – 65 кв. м. Мы живём в нём втроём – с мужем и маленькой дочкой, Ксюшей. Ещё мне подарили машину. Теперь я езжу на ней за 30 км из соседнего села в свою школу.

– Расскажите про вашу школу.

 Ребята приезжают к нам со всех окрестных деревень. У нас занимаются 64 ученика. Из них 34 учатся в начальных классах. Наша школа малокомплектная, поэтому учителя начальной школы одновременно учат по два класса: 1 и 3 и 2 и 4 классы. Мы это называем класс-комплект.

 Наверное, это неудобно?

 Да, это сложно. Конечно, мы настраиваем себя на то, чтобы дать новые знания, не упустить цели урока, но это сильно усложняет работу учителя. Я считаю, что в таких малокомплектных школах, как наша, необходим методист, который будет заниматься различной документацией. Это разгрузит учителя и даст ему возможность более тщательно готовиться к урокам.

 Но ведь и ученикам непросто?

– Детям очень тяжело работать в таких условиях. Им сложно сосредоточиться на своём задании и не отвлекаться на мои объяснения для учеников другого класса, не слушать их ответы. Это мешает не только учёбе, но и вредит здоровью. Моя работа на конкурсе как раз и была посвящена организации работы учителя в таких классах. Я разработала методику, которая позволяет не только оптимизировать учебный процесс, но и, самое главное, – сохранить здоровье деток.

 Что Вам дало участие в конкурсе?

– Мне как молодому педагогу было интересно посоревноваться со своими коллегами, проявить свои способности и умения. Я узнала много нового, познакомилась с другими учителями. Они поделились своим опытом, который я теперь могу применить в своей школе. Это очень важно для меня. Я мечтаю дать своим ученикам качественное образование. Зародить в них стремление учиться дальше, поступить в вуз, стать хорошими специалистами. Хочу научить их уважать старших, не обижать младших, любить себя, своих родителей и свою Родину. Если мне посчастливится стать директором школы, то я создам команду единомышленников, чтобы осуществить свою мечту.

 Как Вы считаете, престиж профессии учителя на селе вырос за последнее время?

 Престиж – это в первую очередь отношение детей к учителям. Они стали больше уважать своих педагогов, любить их. Дети тянутся к знаниям, и мы, учителя, стараемся помочь им. Дети – это наше будущее. Если образование будет некачественным, то будущего у страны не будет. Я считаю, что наша власть в первую очередь должна уделять внимание образованию в стране. Поэтому как учитель я очень рада, что именно председатель Комитета Государственной Думы по образованию Вячеслав Никонов выдвигается на предстоящих выборах в Государственную Думу от Нижегородской области, и очень надеюсь на его победу. Ведь он, будучи компетентным человеком, учёным, доктором наук, как никто другой поймёт наши профессиональные проблемы и сможет помочь в их разрешении.

Вячеслав Никонов поддержал свою молодую коллегу:

 Безусловно, я буду уделять как можно больше внимания молодым педагогам. Уважение к профессии учителя – это то, что отличает высокоразвитые страны от развивающихся. Современный мир – это мир интеллекта и высоких технологий. Это технологическое и техногенное общество, в котором образовательный, человеческий капитал решает всё. То, что я вижу сейчас, в этом зале, – одухотворенные, красивые, целеустремленные лица молодых педагогов, которые сделали этот абсолютно правильный, хотя и непростой выбор. Я знаю о профессии педагога не понаслышке. Это действительно серьёзный и во многом подвижнический труд. Но это самый благородный и самый благодарный труд, который очень нужен нашим детям, всем нам, нашей стране.

Награждённые победители. Фото Андрея Семашко

Разумеется, не остались без наград и победители в других номинациях. В номинации «Молодой учитель» в качестве испытания педагоги проводили урок по своему предмету. Победителями стали Леонид Дедюха, учитель физики гимназии № 11 из Новосибирска; Кристина Маркина, учитель английского языка Лингвистической гимназии из Ульяновска; Елена Смирнова, учитель французского языка гимназии № 3 из Самары; Айтуган Тагиров, учитель начальных классов лицея № 1 из села Большеустьинское, республики Башкортостан; Иван Меньшиков, учитель математики школы № 480, и Ксения Уткина, учитель русского языка и литературы школы № 543, из Санкт-Петербурга. 

В номинации «Молодые педагоги дополнительного образования» участники разрабатывали и проводили занятие с детьми по теме «Современные технологии в нашей жизни». Победили двое молодых людей. Алексей Глинский – молодой специалист из Владивостокского детского лагеря «Океан». Его программа называлась «Лаборатория 3D моделирования». Алексей Романчук  из Санкт-Петербургского детского морского центра «Юный моряк» поразил жюри «Вводным занятием в дополнительную общеобразовательную программу "Юнги"». 

В номинации «Молодые педагоги-психологи» победителей трое. Виталий Веселов из лицея № 369 Санкт-Петербурга, Мадина Оздоева из гимназии № 1 Назрани, республика Башкортостан, и Анастасия Руднева – сотрудник детского лагеря «Артек» из Гурзуфа, республика Крым. 

Конкурсанты, состязавшиеся в номинациях «Молодые руководители дошкольных учреждений» и «Молодые управленцы» делали пятиминутный ролик, в котором презентовали себя, свою работу, организацию и коллектив. Им также давали творческое задние. За три минуты они должны были найти выход из предложенной проблемной ситуации. 

В номинации «Молодые руководители дошкольных учреждений» лучшими стали две девушки из Саратовской области – Галина Кирияк из «Центра развития ребенка – детский сад № 6» города Энгельса и Елена Аванян из «Центра развития ребенка – детский сад "Росток"» города Пугачёва. 

В номинации «Молодые управленцы» – три лауреата. Екатерина Белоцерковская из школы № 69 Екатеринбурга, Олег Рогель из школы № 39 города Троицка Челябинской области и Алексей Турчин из гимназии № 24 имени И. А. Крылова, Санкт-Петербург. 

В качестве приза все победители получили сертификаты на бесплатную пятидневную стажировку в Санкт-Петербурге. 

Еще 10 участников, состязавшихся в номинации «Молодой учитель», жюри отметило специальными дипломами.


Редакция портала «Русский мир»



Возврат к списку