В поисках золотой средины

06.03.2017 | Журнал «Русский мир.ru»

Основы религиозных культур и светской этики в российских школах преподают около 70 тысяч педагогов

Непростые вопросы, связанные с введением в школах предмета "Основы религиозных культур и светской этики", обсуждались в Госдуме в конце января нынешнего года. Организаторами круглого стола "Духовно-нравственное развитие в системе образования: состояние, проблемы, перспективы", прошедшего в рамках V Рождественских парламентских встреч, выступили Комитет по образованию и науке совместно с Синоидальным отделом религиозного образования и катехизации РПЦ.

Фото: А. БурыйУчастниками круглого стола стали представители Русской православной церкви и других религиозных конфессий, федеральных министерств и ведомств, региональных органов власти, депутаты Госдумы и члены Совета Федерации.

Подчеркнув историческую и определяющую роль церкви в просвещении и образовании нашей страны, глава комитета по образованию и науке, председатель правления фонда "Русский мир" Вячеслав Никонов отметил, что долгие века образование носило церковный характер. "Надо сказать, что в нашей истории были крушения, которые во многом были вызваны расколом общественным, духовным и расколом в симфонии властей — церковной власти и власти светской, — сказал Вячеслав Никонов. — Это случалось неоднократно в нашей истории, и наиболее трагично как раз сто лет назад. Мы сейчас часто вспоминаем 1917 год, когда разрушились российская государственность, церковь и вера. Именно разрушение веры немало способствовало разрушению страны, а затем и установлению режима, который во многом оказался богоборческим".

"Мы знакомы с опытом тех регионов, где основы светской этики и религиозной культуры преподаются не только в четвертом классе, но и в других классах. Результат — там заметно меньше преступность, заметно меньше наркомания", — заявил глава комитета. При этом, подчеркнул он, никто не посягает на светский характер образования. "Но порой под светским характером мы понимаем нечто такое, что точно не понимается в других странах. У нас одно из самых жестких пониманий светскости образования".

Председатель синодального отдела религиозного образования РПЦ митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий в своем выступлении отметил, что знакомство школьников с основами традиционных религий — естественная и неотъемлемая часть воспитания и обучения. "Религиозное образование, культурологическое образование — органичная часть современного культурного спектра, современного светского образования, построенного на принципе уважения мировоззренческого разнообразия в обществе, — считает митрополит. — Приобщение детей к традиционной духовной культуре, нравственным ценностям народа имеет глубокие исторические традиции, свои педагогические нормы, свои правила, и в школе это образование не менее значимо, чем обучение по другим основным учебным предметам". По его словам, статистика свидетельствует, что в 2016/17 учебном году число школьников, выбравших для изучения основы православной культуры, выросло до 36,9 процента, или на 32,4 тысячи учеников. При этом, по словам митрополита Меркурия, остается еще немало проблем в некоторых регионах, где "не удается преодолеть фактический запрет местных властей на изучение религиозных культур по выбору в школе". Еще одна серьезная проблема — острый дефицит хорошо подготовленных педагогов и низкий уровень интеграции курса с другими предметами.

По данным на октябрь 2016 года, курс "Основы религиозных культур и светской этики" в российских школах преподают около 70 тысяч педагогов, большинство из которых преподаватели младших классов. Правда, 95 процентов из них прошли курс повышения квалификации. Приведя эти цифры, начальник отдела поддержки этнокультурной специфики и особых форм образования департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Светлана Ермакова отметила, что недавно проведенное добровольное тестирование педагогов показало, что не все преподаватели хорошо знакомы с содержанием курса. Причем, подчеркнула Ермакова, самые низкие результаты оказались как раз по "Основам православной культуры". Есть недоработки и с обеспечением учебными пособиями: в каких-то регионах их количество превышает число обучающихся, а в других их просто не хватает. Ректор Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ Амвросий предложил внимательнее относиться к положительному опыту сотрудничества государства и конфессий в сфере образования. "В Санкт-Петербурге есть достаточно плодотворный, хотя еще пока фрагментарный опыт взаимодействия государственных структур с традиционными религиозными общинами по интеграции образовательно-воспитательных, культурно-просветительских проектов в единое культурное образовательное пространство. О необходимости создания такого пространства на общероссийском уровне я бы хотел сегодня и сказать, — отметил архиепископ. — И, наверное, для осуществления этой идеи было бы целесообразным сформировать какую-то межведомственную рабочую группу. А предложения и итоговые документы этой рабочей группы могли бы быть оформлены в виде подпрограммы к действующим государственным программам или федеральной целевой программе. Эту подпрограмму можно было бы условно назвать "Образование через культуру", она должна быть рассчитана на продолжительное время, например пять-семь лет. И, таким образом, осуществимым станет соработничество государства, заинтересованных религиозных общин, активных общественных организаций".

По мнению научного руководителя Института этнологии и антропологии РАН академика Валерия Тишкова, необходимо отказаться от преподавания светской этики в рамках курса основ религиозных культур. Подобный шаг поможет сделать курс по основам религий более цельным, гармоничным и удобным для восприятия школьниками. А член комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Кондрашин предложил обратить внимание на возможность использования механизма дополнительного образования в духовно-нравственном воспитании детей.

Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации Дамир Мухетдинов заметил, что весьма удивлен тем фактом, что при разработке нового школьного курса по основам духовно-нравственной культуры не учитывалось мнение мусульман. "Мне бы не хотелось, чтобы в этом вопросе сработал фактор соревновательности и вслед за Москвой, Подмосковьем, Белгородчиной, Татарстаном, Тывой и Калмыкией регионы стали усиленно вводить в школах занятия по религиозной культуре титульного населения. Хотя подобные команды главы республик Северного Кавказа уже дали", — заметил он. Говоря о нынешних учебниках, Дамир Мухетдинов рассказал: "Мне недавно попалась книга "Основы исламской культуры. Книга для учителей", разработанная департаментом образования Москвы. Сказать, что книга эта некорректная, — значит ничего не сказать".

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт рассказал о позитивном опыте сотрудничества местных властей с представителями различных конфессий своего региона, а епископ Городецкий и Ветлужский Августин попросил присутствующих не забывать о том, что "образование должно быть до последнего вздоха человека". Первый заместитель председателя комитета по образованию и науке Олег Смолин призвал разграничивать понятия духовно-нравственного и религиозного воспитания. А министр образования Нижегородской области Сергей Наумов рассказал собравшимся о том, что в регионе с 2005 года в старших классах преподается курс "История культуры и религии России", по которому разработан полный комплекс материалов — учебник, программы, пособия, хрестоматия, методические рекомендации. И подчеркнул, что немало школьников Нижегородской области делают выбор в пользу именно этого курса. По итогам обсуждения участники круглого стола рассмотрели проект рекомендаций, который после доработки, внесения дополнений и замечаний будет вынесен на утверждение комитета Госдумы по образованию и науке.




Возврат к списку