В школу по прописке

22.07.2016 | Газета «Губернские ведомости»

В России прошла пора сдачи ЕГЭ и наступил не менее сложный этап поступления в вузы. Одновременно десятки тысяч нижегородских дошкольников, а в особенности их родители, готовятся к зачислению в общеобразовательные учреждения. В этот волнительный период «Губернские ведомости» обратились за интервью к председателю Комитета Государственной Думы по образованию, декану факультета государственного управления МГУ Вячеславу Алексеевичу Никонову. Пройдясь с нами по центральной улице Нижнего Новгорода — Большой Покровской, он ответил на самые актуальные для всех родителей вопросы – про результаты Единого госэкзамена и сложности с поступлением в школу.

– Вячеслав Алексеевич, довольны ли вы результатами ЕГЭ по Нижегородской области?

– В целом уровень подготовки растёт, это подтверждается и результатами ЕГЭ, и сравнительными международными исследованиями. Я связываю улучшение показателей по гуманитарным дисциплинам с возвращением сочинений: это действительно заставило детей больше читать, обсуждать, думать, поэтому повысились результаты и по русскому языку, и по литературе. По математике первый раз шли двумя потоками – сдавали базовый уровень и профильный. Такое разделение вполне оправдало себя: не каждому выпускнику пригодятся глубокие знания по математике. По сравнению с предыдущими годами задания по профильной математике были заметно сложнее. Но именно это позволило выявить наиболее талантливых учащихся, и они получат безусловное преимущество при поступлении в вузы.

Конечно, всех необходимо доучивать, поскольку каждое предприятие имеет свои особенности и теоретических знаний не хватает, нужна практика. Поэтому очень важна связь производства и образования, очень важны ресурсные центры и центры подготовки при самих предприятиях, и их в регионе более двадцати. Например, на предприятии концерна «Алмаз-Антей» есть такие центры, где ведётся переподготовка работающих кадров и подготовка новых специалистов, которых ведут от школьной скамьи.

Однозначно, что всех детей должны принимать в школу по прописке. Если этого не происходит — серьёзное нарушение.

Я являюсь деканом факультета в МГУ, и для поступления в этот вуз студенты сдают ещё дополнительные профильные испытания по математике.

– Насколько обосновано проведение дополнительных испытаний при поступлении в некоторые вузы, разве недостаточно результатов ЕГЭ?

– ЕГЭ был введён в самом начале 2000-х годов, когда большинство в Госдуме было, между прочим, у КПРФ. У экзамена были всем известные и очевидные недостатки: излишняя формализация оценки знаний, отказ от таких традиционных, но притом эффективных форм аттестации, как итоговое сочинение. Впервые получив большинство на выборах 2007 года, «Единая Россия» приступила к поэтапному совершенствованию ЕГЭ, которое продолжается до сих пор. В каждом случае проведение дополнительных испытаний обосновано. Например, это совершенно необходимо для творческих вузов – театральных, художественных. Также обоснованны дополнительные экзамены и при поступлении в МГУ: требуется предельно глубоко оценить знания будущего студента.

– Почему закрывают непрофильные направления в вузах?

– Мы сейчас избавляемся от псевдовысшего образования, для этого облегчили возможности лишения лицензии и аттестации тех вузов, которые не ведут реальную образовательную деятельность по некоторым направлениям. Все псевдовузы будут искоренены. Половину выпускников, не нашедших работу после окончания высших учебных заведений, составляют юристы и экономисты, не получившие надлежащего образования. Есть определённые стандарты подготовки специалистов, и в непрофильных вузах очень сложно придерживаться этих стандартов. Должен быть определенный набор специальностей, набор преподавателей, которые способны эти специальности преподавать. Конечно, экономистов-транспортников по-прежнему будут готовить в транспортных вузах, но в соответствии с принятыми стандартами. Стране не нужны некачественно подготовленные специалисты. Эти непрофильные направления чаще всего были платными, учебные заведения на них зарабатывали, но всё же от их закрытия выигрывают и сами вузы: повышается качество подготовки, их статус.

– На сайтах многих школ уже сейчас размещены объявления, что первые классы сформированы и приём заявлений закончен. Как поступать родителям, детей которых не принимают в школу по прописке?

– Однозначно, что всех детей должны принимать в школу по прописке. Если этого не происходит – серьёзное нарушение. Но данный вопрос не регулируется федеральным законодательством, и необходимо в каждом конкретном случае обращаться в министерство образования Нижегородской области, к Сергею Васильевичу Наумову. Проблема нехватки школьных мест возникла в последние годы из-за демографических успехов в нашей стране. В прошлом году увеличилось количество детей по стране, которые учатся в третью смену. В Нижегородской области таких случаев пока нет. Разработан план, по которому в ближайшие десять лет будут сформированы дополнительные 6,5 миллиона мест для учащихся, – и вопрос будет решён полностью. Это важнейшая часть программы «Единой России», мы уже приступили к её реализации. Первые средства уже пошли, и в 2016 году в Нижегородской области открываются две школы. Предусмотрено строительство новых школ, реконструкция старых. В нашей стране возможно сделать так, чтобы все дети учились в первую смену.


Ирина Павловская


Газета «Губернские ведомости»