Вячеслав Никонов: «Идеи нижегородцев востребованы». Проект «Школьный автобус» и другие предложения наших педагогов партия «Единая Россия» взяла в работу

22.06.2016 | Газета «Нижегородский рабочий»

Как уже писал «Нижегородский рабочий», председатель Комитета Госдумы по образованию, доктор исторических наук Вячеслав Никонов сегодня возглавляет список «Единой России» по Нижегородскому региону на выборах в Государственную думу РФ.

На предварительном голосовании «ЕР» он стал лидером среди кандидатов. И это немудрено: к моменту проведения внутрипартийных выборов Вячеслав Никонов с головой погрузился в проблемы нижегородских детсадов, школ и вузов. А это те проблемы, которые касаются каждой семьи региона. О том, как же будут решаться вопросы образования в нашей области и стране в целом, мы побеседовали с Вячеславом Алексеевичем во время его визита в Нижний Новгород на прошлой неделе.

— Вячеслав Алексеевич, вы были во многих нижегородских детсадах, школах, вузах, где в том числе собирали наказы от преподавательского состава, которые должны были войти в предвыборную программу партии «Единая Россия». На днях в Новосибирске состоялся форум партии «Образование и наука — будущее России», по его итогам вынесена резолюция. Какой нижегородский пакет в итоге вошел в нее?

— Нужно понимать, что нижегородский пакет отражал в том числе очень многие федеральные проблемы. Если говорить по-крупному, то это программа поддержки больших образовательных центров в рамках программы «5-100», это федеральная программа, которая помогает повысить конкурентоспособность наших основных университетов, в том числе и Нижегородского государственного университета имени Лобачевского. Поддержаны, естественно, идеи, связанные со строительством школ в большом количестве в ближайшее время. Но целый ряд предложений, который прозвучал именно здесь, нашел отражение в резолюции новосибирского форума «Единой России». Из чисто нижегородских пожеланий можно отметить проект «Школьный автобус» — он будет включен в программу партии «Единая Россия» и в работу программы правительства на ближайшие годы. Прозвучало здесь пожелание о введении звания «Почетный работник системы дополнительного образования» — это предложение вошло в резолюцию новосибирского форума, как и многие другие. То есть мы не зря в Нижнем проводили многочисленные обсуждения: идеи, которые здесь прозвучали, не остались невостребованными.

— А как долго нам ждать их реализации? Должны сначала состояться выборы или что-то «Единая Россия» возьмет в работу уже сегодня?

— Естественно, работа уже началась. Например, школы мы начали строить, и в Нижегородской области до 1 сентября будут открыты две школы в рамках этой программы. И на сегодняшний день готовы предложения по 71 школе для Нижегородской области — из них какие-то будут реконструированы, но большинство построены. По программе того же школьного автобуса дано поручение председателю правительства — то есть это вопрос проработки. По присвоению звания почетного работника дополнительного образования у меня уже есть договоренность с министром образования и науки — это будет ведомственная награда.

— В числе многочисленных предложений есть очередные — по внесению изменений в механизм Единого государственного экзамена. Расскажите о них подробнее, эта тема до сих пор очень волнует общество.

— Нам удалось повысить прозрачность этой системы. И сыграли здесь не только фактор установки камер или проверки отсутствия мобильной связи на экзамене, но и отмена по нашей рекомендации такого критерия оценки работы, как средний балл ЕГЭ в регионе. После этого система начала работать более прозрачно. Ведь сейчас уже, например, нет стобалльников из солнечных республик. Второе важное изменение — это то, что все-таки было возвращено сочинение. Третье — это появление устного компонента в экзаменах. В частности, по иностранным языкам сейчас есть устный компонент, и, я думаю, его надо вводить в экзамен по русскому языку тоже. Иначе стимулов учиться говорить у школьников не остается. Кроме того, Единый госэкзамен был избавлен от «гадаек». То есть никаких там собственно тестовых заданий, где надо выбрать один правильный ответ из четырех, уже просто не осталось.

— Нужны ли различные рейтинги школам и детским садам? Порой участие в рейтингах оборачивается увеличением количества мероприятий и при этом снижением их качества. Начинается гонка выставок, конкурсов поделок, докладов, причем, чтобы все это успеть, в итоге мастерят-рисуют-пишут родители, а не дети

— У меня очень смешанное отношение к этим системам рейтингов и оценок и так далее. Понимаете, появилось огромное количество желающих раздавать оценки. Причем очевидно, что многие из организаций, которые эти рейтинги составляют, делают это небескорыстно. Поэтому я бы различал те объективные рейтинги, которые формируют государственные образовательные органы, и рейтинги, составляемые разного рода непонятными ассоциациями с расплывчатым статусом. Сама по себе соревновательность в образовательной системе, наверное, хороша. Есть возможность действительно объективно оценить то или иное учебное заведение. Поэтому я не против рейтингов как таковых, но я против рейтингов как средства коррупции и очковтирательства.

— В последние годы российские школы увлеклись компьютеризацией классов. В то же время в Сети публикуются различные исследования о вреде гаджетов: якобы и разработчики электроники из Силиконовой долины (район в США, где расположены институты программирования. — Прим. ред.) не дают своим детям телефоны и айпады, чтобы малыши лучше развивались, и российские специалисты говорят о непосредственной связи грамотного письма с написанием слов с помощью ручки, а не клавиатуры…

— Насчет связи мелкой моторики, письма и хорошей речи — я абсолютно согласен. Это действительно подтверждено исследованиями. И наши дети, несмотря на появление электроники в классах, не всё пишут на компьютере. Пишут и ручкой. Поэтому мелкая моторика у них развивается. Что касается Силиконовой долины — я там бывал, но, честно говоря, не заметил, чтобы молодежь там не пользовалась гаджетами. Все — и взрослые, и дети — ходили с разными устройствами. Так что, скорее всего, опубликованное американское исследование — это выдумка. Ясно, что дети где угодно начинают пользоваться гаджетом с самого нежного возраста. Моему младшему сыну скоро будет четыре года, и он тоже активный пользователь — гораздо более активный, чем я. В современном мире без знания компьютера делать нечего. К счастью, у нас сегодня 98% россиян в возрасте до 29 лет — активные пользователи интернета и компьютерной техники. Это один из самых высоких показателей в мире, если не самый высокий. В числе неактивных пользователей в основном лица старшего возраста. Но скоро страна будет поголовно интернет-грамотной. И это императив. Цифровые технологии — это, помимо прочего, очень серьезная отрасль экономики, которую надо развивать. Электронные компании сегодня — лидеры по капитализации. Это тоже большой резерв для экономического развития, рывка... Но вот «жить» в интернете, конечно, абсолютно непродуктивно. Там огромное количество информации, которая совершенно необязательна к освоению. И много информации, которая не соответствует действительности, поэтому тратить на нее время не стоит.

ЦИФРА.

НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ В РОССИИ КОЛИЧЕСТВО ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ, ОБЕСПЕЧЕННЫХ БЮДЖЕТНЫМИ МЕСТАМИ, СОСТАВЛЯЕТ 56%. ВО ВРЕМЕНА СОВЕТСКОГО СОЮЗА КОЛИЧЕСТВО ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ, ПОСТУПАВШИХ В ВУЗЫ, НЕ ПРЕВЫШАЛО 20%.

ИСТОРИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ.

На прошлой неделе состоялась учредительная конференция Нижегородского областного отделения Российского исторического общества (РИО). Участниками конференции стали известные ученые — историки, преподаватели вузов, учителя школ, реконструкторы, представители музейного и реставрационного сообществ, общественных организаций. Вячеслав Никонов принял участие в конференции, отметив, что нижегородская историческая школа заслуженно высоко оценивается российским научным сообществом. По его мнению, создание регионального отделения РИО позволит нижегородским историкам успешно решать целый ряд новых задач. В их числе ученый назвал активную интеграцию в российскую и общемировую профессиональную среду, продвижение нижегородской событийной повестки на федеральный уровень, расширение научных контактов и возможностей для публикации нижегородскими историками научных трудов, решение вопросов охраны памятников и сохранения исторических кафедр в вузах. Участники конференции проголосовали за избрание Вячеслава Никонова председателем Нижегородского областного отделения РИО. Напомним, Вячеслав Алексеевич также является председателем правления Фонда «Русский мир».


Газета «Нижегородский рабочий» №24/17437 22 июня 2016