Слово главного редактора

01.02.2019 | Журнал «Стратегия России»

В Государственной Думе на пленарном заседании 15 января 2019 года обсуждалось парламентское постановление по ноябрьскому докладу Ольги Васильевой, министра просвещения Российской Федерации. Как председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке я выступил на заседании и отметил то позитивное, что было достигнуто в области просвещения в нашей стране. Могу повторить это для тех, кто всегда готов покритиковать состояние дел в нашем образовании.

Если смотреть непредвзято, то достижения действительно есть. У нас без преувеличения первоклассное дошкольное образование. Мало где в мире есть дошкольное образование как уровень образования со своими стандартами. Это позволяет нам удерживать мировое лидерство. Постоянно проводится Международное исследование PIRLS. Учителя хорошо знают, что это такое, а для остальных скажу: это исследование позволяет сравнивать уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах. Кроме того, PIRLS помогает оценить различия в национальных системах образования. Такое исследование проводится один раз в пять лет, и последнее было в 2016 году.

Так вот, по последнему PIRLS у нас первое место в мире по уровню образованности учащихся младших классов. Наши ребята выигрывают многие международные конкурсы, олимпиады и другие состязания в физике, химии, математике. Мы выигрываем последние первенства WorldSkills. То есть нам есть чему радоваться и чем гордиться.

Однако, конечно, есть и огромное количество проблем, на которые мы обратили внимание в парламентском постановлении по докладу министра. Назову, как мне кажется, главные проблемы, обозначенные в этом документе.

Первое. Мы начали строить много детских садов и решили задачу обеспечения местами в садах ребят в возрасте от 3 до 7 лет. Но при ближайшем рассмотрении становится понятно, что во многом это достигнуто за счёт уплотнения детских садов и того, что не реализуются полностью программы и образовательные стандарты в дошкольных учреждениях. Естественно, на это надо обратить первоочередное внимание. А программа дополнительного строительства детсадов должна быть интенсифицирована.

Вторая большая проблема — это недостатки федеральной программы «Современная школа», с помощью которой предполагалось реализовать майский указ Президента Российской Федерации. По нашему мнению, в представленном виде эта программа не может быть реализована, прежде всего потому, что она никак не решает проблему второй смены. Собственно, в программе обозначен только срок решения проблемы третьей смены — это 2024 год. Третьей смены! А когда разбираться со второй? Президент говорил о ликвидации второй смены к 2025 году. Очевидно, что, даже увеличив расходы на строительство новых школ, мы сегодня не сможем выйти на траекторию, установленную президентом.

Не решается проблема изношенных школ, сельских школ. Здесь, как бы нам ни хотелось, не получится в полной мере реализовать образовательные стандарты. Причина на виду: мы не сможем в течение ближайших шести лет выйти на полное подключение школ к Интернету с необходимой скоростью.

Третье — проблема кадров. Необходимо совершенствовать систему педагогического образования. Надо создавать новые стандарты подготовки учителей для того, чтобы они уже готовили кадры для экономики будущего. Проблема кадров не нова, о ней говорил ещё в 1905 году Дмитрий Иванович Менделеев, записки которого мы даём в этом номере журнала.

Четвёртое — вопросы, связанные с преподаванием родных языков, о чём мы много говорили в прошлом году. Действительно, министерство просвещения недостаточно делает для того, чтобы создать все необходимые стандарты преподавания родных языков. Надо как можно быстрее издавать соответствующие учебники и готовить педагогические кадры. Это всё надо сделать, в том числе, с учётом будущих возможностей Фонда поддержки родных языков, который сейчас создаётся.

Хотел бы обратить внимание на то, что буквально на днях Совет Европы выпустил 58­страничное заключение о том, как нарушаются права изучения родных языков в нашей стране. Мы и сами знаем, какие у нас есть проблемы, однако то, что написано в заключении Совета Европы, никакого отношения к реальности не имеет. Критикуя положение дел в России, Совет Европы не обращает внимания на нарушения прав на изучение родного языка и обучения на родном языке в странах Балтии и на Украине. Считаю, что этот тенденциозный доклад — ещё один снаряд в информационной войне против нашей страны и аргумент в пользу того, чтобы нам из Совета Европы как можно скорее выйти. Как и из Парламентской ассамблеи (ПАСЕ), которая становится просто площадкой, где постоянно ругают Россию. Нам там тоже делать нечего.

Пятое. Есть закон о стратегическом планировании, но у нас до сих пор нет стратегии развития образования. Мы призываем правительство наконец-то эту стратегию разработать.

Шестое. В парламентском постановлении зафиксировано уже принятое решение о проведении весной больших парламентских слушаний о мерах по повышению качества образования в Российской Федерации. Хорошо бы к этим слушаниям решить хоть часть проблем, которые я обозначил.

Вячеслав НИКОНОВ