Слово главного редактора

15.01.2019 | Слово главного редактора

Одним из самых значимых событий конца ушедшего года был, несомненно, саммит «Большой двадцатки» в Аргентине. К сожалению, он не оправдал надежд мирового сообщества – не состоялась анонсированная раньше встреча в Буэнос-Айресе президента России Владимира Путина и президента США Дональда Трампа.

Отложенная двусторонняя встреча Путина и Трампа была подана во всех мировых средствах массовой информации, как признак растущей дипломатической изоляции нашей страны. Эти заявления об изоляции мы слышим уже несколько лет, и поневоле в таких случаях вспоминается реплика одного из наших известных политиков: для изоляции России в очередной раз не хватило изоленты.

В Аргентине президент США не встретился с Путиным не потому, что Трамп собрался изолировать Россию, а потому что, судя по всему, его самого пытаются изолировать в собственной стране. Причём попытки эти, надо сказать, достаточно результативные. Противники Трампа в Америке в три захода разрушили все его возможности встретиться с президентом России.

Во-первых, организовали хорошо известную провокацию в Чёрном море с украинскими судами. Во-вторых, вынудили Майкла Коэна, бывшего адвоката американского президента, признаться, что Трамп хотел построить башню Трампа в Москве не только в начале 2016 года, но и в середине того же года. То есть в самый разгар предвыборной президентской кампании Трамп, якобы, имел деловые связи с Москвой. В-третьих, Дэниел Коутс, глава национальной разведки США, представил доказательства «нарушения» Договора РСМД со стороны России, а именно, назвал производителя российской ракеты 9м729 и дату её испытания.

После таких целенаправленных, хоть и грязных ударов встречаться с Путиным американский президент не мог без ущерба для своей репутации внутри страны. То есть «американская пауза» в Аргентине была сделана по внутриполитическим соображениям. Нам нет смысла горько переживать, что встреча двух лидеров не состоялась. Такая встреча даст результат только в том случае, если обе стороны искренне захотят договориться. Американская же сторона пока не хочет обсуждать давно назревшие проблемы. Или не может...

Вернусь к изоляции России. Сделать это никогда, никому не удавалось. И не удастся. Об этом красноречиво говорят итоги встреч Владимира Путина с мировыми лидерами на полях саммита «Большой двадцатки». Есть, кроме Трампа, немало руководителей крупнейших экономик мира, которые кровно заинтересованы в выстраивании долгосрочных партнёрских связей с нашей страной. И здесь нельзя не отметить возрастающую роль стран БРИКС в группе G20.

«Большая двадцатка» сейчас ведёт «Большую игру». А ещё совсем недавно все решала «семёрка». Если помните, в этот ареопаг, собрание богов, приглашали и Россию – с приставным стулом. Правда, продлилась эта идиллия недолго – ровно до того времени, когда наша страна отказалась сидеть на приставном стуле в качестве бедного родственника. При первых же признаках строптивости Россию от «семёрки» отлучили.

А ведь это были семь крупнейших экономик мира. Были, надо подчеркнуть. На недавнем саммите БРИКС прозвучало, что экономика стран БРИКС уже больше экономики «семёрки». «Семёрка» сегодня – вовсе не решающий фактор мирового развития. БРИКС дал более 50% прироста мировой экономики в 2017 году. Страны БРИКС представляют 43% человечества. И сегодня ни одно решение «Большой двадцатки» не принимается без стран БРИКС.

Вот почему встречу «двадцатки» в Буэнос-Айресе надо без всяких скидок и оглядок на мнения мировых СМИ признать успешным событием в российской внешней политике. На полях саммита в Аргентине состоялась встреча лидеров Российской Федерации, Индии и Китая Владимира Путина, Нарендры Моди и Си Цзиньпина – впервые с 2006 года в формате РИК. «Примаковский треугольник» возрождается на высшем уровне.

Кроме того, во время саммита прошли встречи президента России с лидерами Германии и Франции Ангелой Меркель и Эммануэлем Макроном, с премьер-министром Японии Синдзо Абэ и наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бен Салманом Аль-Саудом.

А теперь посмотрим, кто действительно оказался в изоляции на саммите «Большой двадцатки».

19 стран подписались под Декларацией об изменении климата, не подписали её только Соединённые Штаты Америки. США до последнего момента препятствовали также принятию Декларации, в которой говорилось о борьбе с политикой протекционизма. А кто раньше на всех уровнях защищал эту политику? Только одна страна – США. Следовательно, отказавшись подписывать важнейшие для мировой экономики документы, Соединённые Штаты сами себя поставили в изолированное положение.

Вообще, в последнее время англо-саксонские страны оказываются во всё большей изоляции, потому что выступают вразрез с большинством стран мира в оценке рисков и угроз, в формировании позитивной повестки, в борьбе с мировым злом – терроризмом. Собственно, к кампании изоляции России присоединились только эти страны и их мелкотравчатые вассалы, которые не входят в «Большую двадцатку» и не определяют основные векторы мирового развития.

Точнее всего итоги саммита «прокомментировал» рынок. Этими комментариями стали растущие цены на нефть и укрепившийся рубль.

Бессмертный персонаж Козьмы Пруткова в свое время многократно предостерегал: нельзя объять необъятное. Скорей всего, наши западные «партнёры», США в первую очередь, не читали Пруткова. Вот и пыжатся, пытаясь объять необъятное – изолировать нашу страну. Им не удалось это сделать в прошлом году. Уверен – не получится и в наступившем.


Вячеслав НИКОНОВ


Журнал «Стратегия России», январь 2019 г.



Возврат к списку