Слово главного редактора

01.06.2018 | Журнал «Стратегия России»

Последние лет двадцать большая часть человечества находилась или ещё находится под американскими санкциями. Речь идёт не только о Северной Корее, Кубе или Иране. Китай тоже под санкциями за события на площади Тяньаньмэнь. И речь не об этих санкциях. Ведь санкции — это то, что вводит Совет Безопасности ООН за нарушения международного права. А сегодня речь идёт о борьбе американцев за глобальную гегемонию.

Односторонние меры Соединённых Штатов нацелены на то, чтобы получить конкурентные преимущества, ослабить в том числе и нашу страну в глобальном противостоянии. Но санкции, как показывает практика, это всегда то, что заставляет собраться, то, на что обязательно отвечают. Они не заставили прогнуться ни одну страну. Более того, санкции не помешали Китаю стать первой экономикой мира. А Индии санкции не помешали стать третьей экономикой.

На санкции, как правило, отвечают жёстко и сразу. Когда США ввели протекционистские тарифы на товары европейцев, Европейский Союз ответил сразу. Когда ввели санкции против китайских товаров, Китай тоже ответил немедля и жёстко. Не отвечать на санкции — это проявление слабости, а слабость — это всегда приглашение к агрессии и к дальнейшим санкциям.

Вот почему наш ответ на санкции должен быть жёстким. Санкции настоящую здоровую нацию только сплачивают, как перед лицом любой опасности. Именно так и произошло. Надо понимать, что под санкциями можно находиться десятилетиями, как раньше и происходило. И каждый раз наша страна становилась только сильнее.

Американцы хотели подорвать нашу экономику. Более того, разорвать её в клочья. А российская экономика растёт, золотовалютные ресурсы растут. Профицит бюджета в этом году будет обеспечен. Они хотели подорвать наш оборонно-промышленный комплекс, а мы сделали мощнейший рывок в оборонном строительстве. Причём на собственной основе, совершенно не завися от каких-либо комплектующих из государств Запада. То, что демонстрировал президент Путин в Послании Федеральному Собранию, стало шоком для западных «партнёров» — они поняли, что в передовых военных технологиях им придётся догонять Россию в течение долгих лет.

Они хотели парализовать российскую финансовую систему — в результате мы создаём свою. Мы переходим к расчётам в национальных валютах и тем самым вместе с нашими союзниками приступаем к дедолларизации мировой экономики. Они хотели подорвать наш нефтегазовый сектор, но мы только увеличили поставки газа в Европу и нефти в Азию.

Они хотели — подумать только! — заставить Россию голодать. Но наша страна стала крупнейшим экспортёром зерна в мире, вытеснив с этой позиции Соединённые Штаты Америки, которые занимали первое место на протяжении многих и многих десятилетий. И наше свиноводство тоже готово ставить мировые рекорды.

Они хотели, чтобы в результате санкций народ России повернулся против власти. Однако по итогам последних президентских выборов за Владимира Владимировича Путина проголосовало рекордное количество избирателей. Такая поддержка в своих странах и не снилась нынешним руководителям Запада. Россия сплотилась вокруг национального лидера.

Наконец, они хотели заставить нас отказаться от Крыма. А 15 мая наш президент открыл движение по Крымскому мосту. Его строительство тоже прошло в условиях санкций, но показало, как могут россияне претворять в жизнь самые масштабные проекты, которые не по зубам многим развитым государствам. Хочется поздравить с этой мирной выдающейся победой и крымчан, и весь наш народ.

На все санкции мы отвечали контрсанкциями и будем отвечать. При всём при этом звучат голоса, что наши меры — это слону дробина, что есть огромный объединённый Запад и маленькая Россия, которая рано или поздно будет вынуждена уступить «мировому сообществу». Россия — это шестая экономика мира. Пока — шестая. Ещё тридцать лет назад доля коллективного Запада в мировой экономике составляла 80 процентов. Сегодня — около 40. Доля США сегодня — 18 процентов.

Запад во главе с Соединёнными Штатами пытается ещё играть роль мирового гегемона, но уже ясно, что эта роль сыграна, что в мире появляются другие центры силы. Это тяжело сознавать нашим конкурентам, но приходится смотреть правде в глаза. К тому принуждает сама жизнь. Потери одного Евросоюза от санкций составили, по самым скромным подсчётам, свыше 100 миллиардов долларов. Вот такая дробина...

Характерен в этом смысле пример «Русала», российской алюминиевой компании, одной из крупнейших в мире производителей первичного алюминия. Соединённые Штаты отложили санкции против компании. Почему? Да потому, что с дешёвым металлом «Русала» работают на всех заводах Боинга и Форда. Это крупнейшие американские компании. Даже знаменитая транснациональная горнорудная корпорация «Рио Тинто» получает полуфабрикат от «Русала».

Говорят, что наши контрсанкции наносят ущерб гражданам России. Это не так. Чтобы отвести потенциальную угрозу такого ущерба, можно и нужно минимизировать свои слабости. А наша главная слабость — это связка с западной экономикой. Вынесенный на обсуждение законопроект «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединённых Штатов Америки или иных иностранных государств» поддержали все фракции Госдумы.

Сегодня, безусловно, российскому кораблю нужно ловить в свои паруса не западный, а восточный ветер. Азия — главный драйвер мировой экономики. Больше половины мирового экономического роста дают Китай и Индия, наши важнейшие партнёры, участники ШОС и БРИКС. Надо перезапустить мотор нашего внутреннего развития и помнить: наше дело правое. А значит, победа будет за нами!


Вячеслав НИКОНОВ


Журнал «Стратегия России», июнь 2018 г.





Возврат к списку