Слово главного редактора

01.03.2018 | Журнал «Стратегия России»

Недавно прошло заседание Совета при Президенте РФ по науке и образованию. Привлечение молодых учёных к работе в большой науке — это серьёзная задача, для решения которой должна быть разработана целая стратегия. Такаястратегия, как сказал Президент, должна начинаться со школьной скамьи. Для этого создаются школы для одарённых детей и разные центры по принципу «Сириуса», но уже в других регионах. Должна быть обеспечена связь между школой и вузом, а крупнейшие вузы должны обеспечивать в том числе целевое обучение этих студентов, чтобы они заранее знали, что их ждутв научных центрах и исследовательских коллективах.

Во всём мире огромную роль играет прикладная наука, которая развивается в крупных корпорациях. То, что сейчас бизнес приходитв науку, надо всячески поощрять. Ведущие российские компании должны наращиватьи собственные исследовательские возможности,а также активно финансировать весь процесс подготовки научных кадров — от школьной скамьи до научных коллективов.

Современное человечество стоит перед большими вызовами, многие из которых имеют технологический, научно-технический характер. Объём знаний сейчас удваивается каждые два года.В широкий обиход входят такие понятия, как «экономика знаний», «цифровая экономика», «искусственный интеллект». Цифровая экономика — самая быстрорастущая часть мировой экономики.

Именно поэтому лидерами капитализации становятся крупнейшие научно-технологические компании, такие как Google, Facebook, Microsoft,Amazon. Их капитализация колеблется в диапазоне от 600 до 900 миллиардов долларов. Для сравнения: капитализация самых крупных российских компаний, например «Сбербанка» или «Роснефти» — порядка 70 миллиардов долларов.

Вот почему, чтобы не только выжить в этом мире, но и победить, нам, безусловно, нужно быть умнее всех на планете. А Россия пока не в полной мере готова к ответу на существующие вызовы.

Россия — самая образованная страна в мире. 60 процентов взрослых россиян имеют высшееи среднее специальное образование. Это, конечно, радует, но, что касается качества образования, оно радует далеко не всегда. После развала СССРв России образовалось в четыре раза больше вузов, чем было в РСФСР. А количество абитуриентови студентов в результате демографических спадов постоянно шло вниз. За последнее десятилетие число выпускников школ сократилось почти вдвое.

Не секрет, что при зашкаливавшем числе вузов среди них были те, которые просто выписывали диплом за деньги. Много подобных псевдовузов уже закрыли. Но была и ситуация бюрократических перегибов, связанная с бездумной оптимизацией вузов через укрупнение, которая нередко приводилак отрицательным последствиям. Можно поддержать Министерство образования и науки за отказ от подобной оптимизации.

Очень много вопросов вызывает проблема оценки работы вузов и их участияв международных рейтингах. Это та система оценок, которая была разработанаанглосаксонскими вузами примерно пятьдесят лет назад, прежде всего, чтобы монополизировать получение грантов. Эти же критерии положеныв основу ведущих международных рейтингов,в которые мы стремимся. Мы не попадём в эти рейтинги, потому что они составлены людьми, намеренными и дальше в них лидировать. Мы никогда не опередим Гарвард по количеству публикаций в Harvard Business Review. Там никогда не будет критериев, которые давали бы преимущество нашим вузам, например, количество спутников, выведенных на орбиту. А ведь такой спутник создан студентами МГУ. Уверен, не нужно стремиться в рейтинги, критерии которых установлены не нами и для ложных для нас целей.

Зачем нас туда приглашают? Чтобы мы переводили лучшие естественнонаучные труды наших учёных и отправляли их в западные издания? Или для того, чтобы публиковали как можно больше антироссийских работ? Именно такие работы публикуют на Западе, когда речь идёто гуманитарных дисциплинах.

Сейчас Союз ректоров разработал свои критерии оценки вузов, и надо, чтобы они стали основными для нашей науки и высшей школы.

Важнейшей проблемой отрасли я бы назвалнедофинансирование образования и науки.Конечно, определенный прогресс существует.Например, в 2018 году средняя зарплата преподавателей вузов станет в два раза больше средней зарплаты по региону, на это выделено из бюджета 12,5 миллиарда рублей. В то же времясохраняются просто вопиющие недоработки: хроническое недовыполнение нормативов финансирования вузов, отсутствие средств на модернизацию и капитальный ремонт.

Однако одних денег для решения этого вопроса недостаточно. В частности, необходимо обеспечивать более благоприятный визовый режим для научных образовательных обменов, а также повышать качество преподавания иностранных языков в российских вузах.

Наш Комитет по образованию и наукес поддержкой ведущих специалистов в сфере образования подготовил проект закона о науке, который будет вноситься в Государственную Думу.Мы считаем, что сегодня надо активно работать над законодательством о науке, поскольку реалии быстро меняются, и многие положения действующих законов быстро устаревают.

1 февраля прошёл профессорский форум, который организовала общественная организация«Российское профессорское собрание». На форуме были выработаны рекомендации для образовательной политики, определены конкретные меры для повышения качества образования.

Главное теперь, чтобы эти мерыи рекомендации были претворены в жизнь. Потому что, повторю, вызовов перед образованием становится всё больше, а времени на их преодоление — всё меньше.


Вячеслав НИКОНОВ


Журнал "Стратегия России", март 2018 г.



Возврат к списку