Слово главного редактора

04.09.2017 | Журнал «Стратегия России»

Прошедшее лето отмечено взрывом русофобской истерии. Это и постоянные заявления руководства НАТО о растущей агрессивности России, и требования Польши со странами Балтии российской «компенсации за оккупацию», и планы Украины изолировать Крым с помощью черноморско-азовского канала. Пиком антироссийской политики Запада стало ужесточение американских санкций против России и беспрецедентные обыски наших дипмиссий в США.

Все это направлено и против России, и против Русского мира. Один только пример: канцлер ФРГ Ангела Меркель, включившись в предвыборную кампанию, поспешила привлечь на сторону своей партии выходцев из СССР и России, которых мы называем русскими немцами. То есть оторвать их от Русского мира, против которого сегодня направлена враждебная политика правительства Германии и других государств Запада.

Однако лето показало ещё, что Русский мир сумел устоять в русофобском водовороте. 21 июня 2017 года в Государственном Кремлёвском дворце прошла Международная конференция «Русский мир: настоящее и будущее», приуроченная к 10-летию создания фонда «Русский мир». Участники конференции заявили, что «Русский мир» сегодня выполняет высокую гуманитарную миссию, неся миру правду, ничего никому не навязывая, но сберегая традиции и ценности.

Действительно, фонд «Русский мир» стал основной структурой, которая обеспечивает сохранение русского языка как организующего фактора для соотечественников. За прошедшее десятилетие фонд на основе партнёрства открыл более 250 Русских центров и Кабинетов в 76 странах, поддержал около трёх тысяч культурно-просветительских и языковых проектов. Сегодня партнёрами фонда являются около пяти тысяч организаций и учреждений более чем в ста странах мира. При поддержке и участии фонда ежегодно реализуются специальные программы для студентов, аспирантов и молодых учёных, издаются современные учебники и пособия по русскому языку и литературе, проводятся международные конференции и общественные акции.

На политическом уровне впервые словосочетание «Русский мир» прозвучало в послании президента Владимира Путина Федеральному Собранию 2007 года: «В этом году, объявленном Годом русского языка, есть повод ещё раз вспомнить, что русский — это язык исторического братства народов и язык действительно международного общения. Он является не просто хранителем целого пласта поистине мировых достижений, но и живым пространством многомиллионного «русского мира», который, конечно, значительно шире, чем сама Россия».

Через два месяца после этого заявления был создан фонд «Русский мир», который я имею честь возглавлять. Однако и до этого шли активные обсуждения, что такое Русский мир. Возникло даже несколько теоретических школ.

Первая — геополитическая концепция, названная «Остров Россия». Она предлагала изоляцию от мира, создание альянса постсоветских государств, которые обеспечат России безопасность и суверенное положение в Евразии. Другая школа — геоэкономическая, оперирующая понятием «русский геоэкономический мир», который складывается из огромного количества русских диаспор, в том числе работающих в сфере высоких технологий. Опора на диаспоры поможет России подключиться к технологическим, финансовым ресурсам Запада, интегрироваться с политическим и культурным ядром западной цивилизации, что укрепит позиции нашей страны в глобальной экономике и политике. Третья школа — геокультурная, которая считает, что цель Русского мира — интеграция России со странами — источниками миграционных потоков в постсоветском пространстве.

Но как бы мы ни относились к этим школам, в который раз встаёт вопрос: кто такие русские? Занимаясь Русским миром по всей планете — от Австралии до Уругвая, я пришёл к твёрдому убеждению, что это — не кровь. На русском конгрессе в Германии вы обнаружите немцев из Казахстана, евреев с Украины, представителей самых разных наций, которые имеют русскую идентичность в Германии в гораздо большей степени, чем в Советском Союзе.

Может быть, Русский мир — это православие? И да, и нет. Потому что к русским относят себя представители самых разных конфессий. Значительная часть Русского мира исповедует ислам, иудаизм, буддизм. В Соединённых Штатах среди русских приходов протестантских больше, чем православных. Русский мир многоконфессионален.

Или Русский мир — это мир русского языка? Безусловно, да. Но на планете довольно много людей, которые, являясь русскими по крови и православными по вере, уже не говорят по-русски. Например, эмигранты в третьем, четвёртом поколении во Франции. Там большая русская община, люди ходят в православные церкви, у них русские корни, но они уже не говорят по-русски. Очень влиятельная, сильная русская община в Парагвае, которая создала в своё время парагвайскую науку, культуру и армию. А на Украине — только вдумайтесь! — русские убивали русских за то, что они хотели говорить по-русски. И само словосочетание «Русский мир» было объявлено чуть ли не как проявление преступной имперской политики. Поэтому Русский мир — не только язык.

Если внутри нашей страны «русский» означает этнокультурную идентичность, а россиянин — гражданство, то вовне понятие «русский» становится надэтническим, суперэтническим и в определённом смысле цивилизационным. Русский мир шире этносов и наций, территорий, религий, политических систем и идеологических пристрастий.

Именно поэтому, являясь планетарным феноменом, Русский мир переживёт и сегодняшние потрясения, вызванные новой холодной войной. За ним — правда. И значит — победа.

Вячеслав НИКОНОВ


Журнал «Стратегия России», № 9 сентябрь 2017 г.



Возврат к списку