Вячеслав Никонов о стратегическом планировании развития образования в Российской Федерации

28.11.2017 | Пресс-служба Комитета Госдумы по образованию и науке

ВЫСТУПЛЕНИЕ

Председателя Комитета Госдумы по образованию и науке, декана факультета госуправления МГУВ.А. Никонова

на парламентских слушаний Комитета Государственной Думы

по образованию и науке на тему: "Стратегическое планирование

развития образования в Российской Федерации"

Здание Государственной Думы. Малый зал.

21 ноября 2017 года. 11 часов.

В.А. Никонов.

Начинаем парламентские слушания на очень важную тему - о стратегическом планировании развития образования в Российской Федерации.

Начну я, наверное, с самой обсуждаемой сегодня темы, которая находится в топе новостей, – о выступлении школьника из Нового Уренгоя в Берлине, в котором, на мой взгляд, как в капле воды проявились очень многие проблемы нашего образования. Я в связи с этим хотел бы высказать пять мыслей.

Мысль первая, что, в принципе, и в 16 лет можно думать над тем, что говоришь, пишешь, а тем более, представляя свою страну за границей.

Во-вторых, мне, честно говоря, очень хотелось бы посмотреть в глаза учителю истории и обществознания и руководству этой гимназии в Новом Уренгое.

Третье. Знаете, мне много раз приходилось участвовать в самых разных международных конференциях в последние годы, в том числе и достаточно высокого уровня за рубежами нашей Родины. Должен вам сказать, что, к величайшему сожалению, подобного рода идеи, а то и гораздо худшие идеи, можно было услышать в выступлениях российских участников на самых авторитетных международных площадках. Причем, от российских участников, которые не то, что учатся в школе, но обладают научными степенями и кандидатов, и докторов наук, и которые тоже, к сожалению, занимают позицию, порой ещё более жесткую в отношении нашей страны и ее истории.

В связи с этим и четвертая мысль, которая заключается в том, что вообще-то ещё недавно подобного рода мысли можно было прочесть и в учебниках истории, которые использовались в наших школах. И сейчас, к сожалению, это можно прочесть в огромном количестве литературы, в научных исследованиях и так далее. У нас огромная литература, которая оправдывает власовцев, гораздо более чудовищные вещи, чем сказал мальчик из Нового Уренгоя, при том, что я никак его не оправдываю.

И последнее. Действительно назрела пора для серьезного разговора о стратегии развития образования, о стратегии развития исторической науки в нашей стране и преподавания истории, в целом всего исторического знания. То есть этот маленький эпизод, который вызвал эмоциональную реакцию, он заставляет всех нас думать об очень серьезных проблемах, связанных со всей системой образования.

Конечно, от меня естественно слышать, что образование, наука вообще определяют будущее любого государства. Потому что современный мир - это мир знаний. Современный мир очень динамично развивается, а система образования и науки является одной из самых крупных систем и в нашем обществе, и в нашей экономике. Всё-таки система образования - это 35 миллионов человек, из которых 30 миллионов приходят в детские сады, садятся за парты, приходят в студенческие аудитории. И 5 миллионов человек, которые учат, которые обеспечивают этот процесс. Это бюджет в этом году консолидированный, 3,2 триллиона рублей, бюджет, который уже в соответствии с принятыми поправками в него в этом году будет расти, и к 2020 году мы планируем консолидированный бюджет 3,8 триллиона рублей.

Это одна из самых крупных статей расходных вообще в нашей стране, 80 процентов, которые приходятся на, собственно, региональные и муниципальные бюджеты, - это огромная отрасль экономики, от которой очень многое зависит, которая в то же время является одной из самых «долгоиграющих». Для того, чтобы подготовить специалиста со средним специальным образованием, если начинать с детского сада, надо 17 лет, специалиста с высшим образованием нужно 19 лет.

Если мы сегодня решим произвести какие-то изменения, они могут выразиться в соответствующем образовательном продукте только в конце 30-х годов XXI века - при том, что мир изменяется стремительно и ни одна отрасль нашего мира не изменяется так быстро, как отрасль знаний. Сейчас каждые два года объём знаний, накопленных человечеством, удваивается. каждые два года. Я думаю, дальше это удвоение будет происходить быстрее, чем раз в два года.

Ясно, что кардинальным образом меняется ситуация на рынке труда, в связи с развитием новых знаний и новых технологий. Сейчас звучат мысли о том, что ряд профессий будет исчезать в ближайшие годы. Мы, действительно, с трудом себе представляем, как будет выглядеть рынок труда через 20 лет, но мы должны представлять, потому что именно сейчас уже должны начать готовить людей, детей к тому, чтобы они жили в экономике будущего, в экономике знаний будущего.

Говорят, есть многочисленные прогнозы на этот счёт в нашей стране и за рубежом, что, например, будут исчезать самые массовые профессии. У нас самая массовая профессия - это водитель. Кстати, к подготовке водителей традиционная система образования имеет очень небольшое отношение, но, предполагается, что искусственный интеллект будет водить машины.

Я, правда, сомневаюсь, что американские дальнобойщики, например, оставят это дело таким образом и не вооружатся против искусственного интеллекта, но, тем не менее, очевидно, что такая перспектива существует.

Вторая по массовости профессия в нашей стране - это продавец, к подготовке которых тоже, кстати, образовательная система имеет опосредованное отношение. Но уже крупнейшая компания в мире, которая занимается продажами, "Alibaba", она не имеет продавцов, этот процесс автоматизирован и задействованы только почтовые работники, а не продавцы и так далее.

Ясно, что будущее будет определяться целым рядом технологий, по которым уже начали готовить специалистов, но специалистов в самых разных областях, а не, собственно, специалистов по данным технологиям. Искусственный интеллект - это явно междисциплинарная вещь, которую невозможно осваивать только физикам, химикам, математикам и так далее. Искусственный интеллект – это, ясно совершенно, новая специальность, по которой должны быть специалисты.

3D-технологии. Ясно, что за этим колоссальное будущее, но специалистов по 3D-технологиям сейчас в традиционной системе образования не готовят, готовят опять же математиков, физиков, химиков, материаловедов, строителей, биологов. Но ясно, что 3D-технологии - это отдельное совершенно направление знаний, к которому надо готовить.

Я могу здесь много на эту тему говорить, огромная литература существует. И в связи с этим, конечно, возникают вопросы, как мы будем приспосабливать своё общество, потому что именно это будет определять и конкурентоспособность нашей страны на международной арене. Тем более, что мы существуем в очень жёстком окружении, где нашими оппонентами, порой, выступают страны, находящиеся на самом передовом краю научно-технического прогресса.

В связи с этим и встал вопрос о том, как нам планировать развитие наших знаний, нашей системы образования, нашей системы науки. Это тем более актуально, что принят закон о стратегическом планировании, появляются самые разные стратегии. Стратегии развития образования у нас нет, на что мы обращали внимание и на наших слушаниях, и в решениях Государственной Думы по итогам рассмотрения докладов правительства о состоянии сферы образования.

При этом существует огромное количество подстратегий, которые охватывают те или иные отрасли образования, но не охватывают всё поле в целом и не связывают, конечно, с теми стратегическими задачами, которые стоят в стране.

Некоторые отрасли и некоторые подотрасли вообще не охвачены стратегическим планированием. Мы в проекте постановления отмечаем, что и дошкольное образование не является предметом стратегического планирования, и непрерывное образование не является предметом непрерывного планирования, и образование пожилых людей с точки зрения приобщения их к современным информационным и другим технологиям не является предметом стратегического планирования и многие, многие другие вещи.

Поэтому комитет, собственно, и пригласил вас всех, спасибо, мы вас рады видеть, к участию в серьёзном и, я надеюсь, в содержательном разговоре о том, как нам строить систему нашего российского образования с тем, чтобы мы были подготовлены к тем вызовам, с которыми страна сталкивается и будет сталкиваться на протяжении ближайших десятилетий, потому что будущее будет зависеть именно от нас. Спасибо.