Вячеслав Никонов: Расходы на образование – самые надежные инвестиции в будущее

29.09.2017 | Комитет Государственной Думы по образованию и науке

Глава Комитета Госдумы по образованию и науке выступил на пленарном заседании с обсуждением доклада Правительства о государственной политике в сфере образования.

В среду, 27 сентября, министр образования и науки Ольга Васильева впервые представила в Госдуме в рамках «правительственного часа» доклад Правительства о реализации государственной политики в сфере образования в 2016 году.

От фракции «Единая Россия» в ходе обсуждения выступил председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов. Политик отметил, что фракции удалось наладить с новой главой ведомства конструктивные отношения. Он обозначил основные проблемы в сфере образования, над которыми Государственной Думе и Правительству предстоит работать в ближайшее время.

Приводим текст выступления Вячеслава Никонова с некоторыми сокращениями:

- Вчера Российская академия наук обрела президента. Им стал академик Александр Сергеев. Несмотря на все «страшилки», которые звучали от оппозиционных партий, выборы президента РАН по новому закону прошли исключительно демократично, с учетом мнения всех сторон, и дали, на мой взгляд, хороший результат.

Александр Михайлович Сергеев является одним из выдающихся ученых-физиков, хорошим организатором. Он представляет Нижегородскую область, которую и я представляю в Государственной Думе. Полагаю, мы сегодня имеем все основания поздравить Российскую академию наук с избранием нового президента, поздравить Александра Михайловича с этим событием, пожелав ему больших успехов в нашей совместной деятельности.

Напомню также: сегодня - День воспитателя, и от всей Государственной Думы мы поздравляем этих замечательных людей, подвижников, от которых зависит будущее страны. В этом году мы второй раз отмечаем этот праздник, введенный по инициативе фракции «Единой России» в Государственной Думе.

Образование – самая крупная социально-экономическая сфера. Каждый день 35 миллионов человек, больших и маленьких, переступает пороги учебных заведений, из них 30 миллионов - обучаются, а 5 миллионов - учат и обеспечивают учебный процесс.

Образование – залог будущего. Наше образование по многим рейтингам остается лучшим на планете Земля. Свидетельство этому и продукция нашего оборонного комплекса, и превращение России в кибернетическую сверхдержаву.

Мы опережаем сейчас по многим показателям западные страны, к уровню которых так стремились в образовательной сфере, но, к сожалению, уступаем по темпам восточным странам, опыт которых мы явно недооценивали.

Мир не стоит на месте, и мы тоже не должны стоять на месте.

Ольга Юрьевна первый раз в качестве министра отчитывается перед Государственной Думой с докладом Правительства, и, надо сказать, этот год не был потрачен зря. Произведены серьезные изменения, они во многом шли в русле предложений программы «Единой России», с которой партия шла на выборы в Государственную Думу. Отмечу некоторые из них.

Образование больше не рассматривается как услуга. Это, безусловно, общественное благо.

Совершенно иной акцент сделан сейчас на педагогическом образовании.

Прекратилось бездумное слияние вузов, увеличился экспорт образования.

В целом вся образовательная система задышала более свободно.

Обсуждаемый сегодня доклад Правительства – это то, что было введено законом об образовании. Но нам представляется, что сам факт обсуждения этого доклада на заседании палаты и порядок его обсуждения должны быть закреплены отдельным законом. Думаю, нужно законодательно установить и предоставление доклада о состоянии науки. Соответствующие законопроекты были внесены еще в предыдущем созыве Государственной Думы, сейчас самое время к ним вернуться.

Хотел бы заметить, это уже не первый доклад Правительства, и определенный прогресс мы видим, однако, представленный документ все еще в значительной степени является отчетом о работе Министерства образования и науки РФ. Между тем, образование – это сфера деятельности всего Правительства. Учебные заведения имеются у многих министерств. Образование должно быть правительственной политикой, а не политикой только одного министерства.

Дошкольное образование. В этом году прошло внедрение стандарта дошкольного образования, это реальное достижение. Мы испытываем проблемы, вызванные нашими демографическими успехами. И если практически решена задача обеспечения детскими садами детей от 3 до 7 лет, то проблема обеспечения местами детей до 3 лет сейчас выдвигается на передний план. В стране только 33 субъекта, где обеспеченность местами больше 90 процентов. Здесь надо прилагать очень серьезные усилия.

Школы. Строительство школ – важнейший государственный проект. Сейчас строиться больше школ, чем когда-либо в последнее десятилетие. И все мы имели возможность в этом году оценить качество новых школ. Это современные замечательные сооружения. Но, должен сказать, идет очень сильное отставание от тех параметров, которые были намечены в 2015 году. Недофинансирование, в том числе со стороны федерального бюджета, не просто значительное, - по сравнению с действующим распоряжением Правительства Российской Федерации сейчас эта программа недофинансируется в разы! Мы не решим к 2025 году задачу организации учебного процесса в одну смену, если сохраним нынешние темпы на федеральном и региональном уровнях.

Надо отметить: Минобрнауки впервые за долгие годы начало серьезно заниматься проблемой содержания образования. Я много лет вхожу в коллегию министерства и должен сказать, что ни разу при прежнем руководстве не обсуждался вопрос содержания образования: чему учить детей. То, что впервые с 2003 года возвращается содержание в федеральные государственные образовательные стандарты, – это, в том числе, результат наших усилий.

Поддерживаю предложение Олега Николаевича Смолина о том, чтобы эти вопросы выносились на обсуждение на площадке Государственной Думы. И должен напомнить, что был законопроект, подготовленный Ириной Анатольевной Яровой и вашим покорным слугой, который законодательно фиксировал возвращение содержания образования в федеральные государственные образовательные стандарты, но был отвергнут Правительством РФ. Думаю, к этому вопросу мы тоже должны вернуться.

Что касается регулярно критикуемого Единого государственного экзамена, то позиция Комитета проста: если кто-то предложит нечто более объективное и менее коррупционное, чем ЕГЭ, мы готовы это предложение рассмотреть. Пока все поступающие идеи этим критериям не отвечают.

Вузы. Законодательные приоритеты нам очевидны. Необходимо совершенствовать механизмы целевого приема, об этом шел разговор с председателем Правительства, мы ждем законопроект.

По отраслевым вузам наше обращение к председателю Правительства услышано, но, тем не менее, проблемы существуют большие. Даже по действующим сейчас несовершенным нормативам вузы недофинансированы на 46 миллиардов рублей. Естественно, здесь предстоит большая работа.

Дебюрократизация системы образования. Мы понимаем, что не все зависит от Минобрнауки, но многое все-таки зависит именно от него. Считаем, нужно законодательно ограничить право органов власти федерального, регионального и муниципального уровней запрашивать у образовательных организаций ту информацию, которая в обязательном порядке уже размещена на их официальных сайтах. А это 85 процентов от всей запрашиваемой информации.

И, конечно, самое сложное – это бюджет. Система образования недофинансирована. И в решении этой проблемы мы абсолютные союзники с Министерством образования и науки.

Как говорил Дмитрий Иванович Менделеев, «образование есть благоприобретенный капитал, отвечающий затрате времени и труда и накоплению людской мудрости и опытности».

Расходы на образование – самые надежные инвестиции в будущее.


Пресс-служба Комитета по образованию и науке