Вячеслав Никонов: Расходы на образование – это инвестиции в будущее, и эти инвестиции нужно делать

25.07.2019 | Комитет Государственной Думы по образованию и науке

25 июля председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов выступил на Комиссии по контролю за реализацией предвыборной программы партии "Единая Россия". Очередное заседание Комиссии провел председатель партии, премьер-министр Дмитрий Медведев.

В своем выступлении Вячеслав Никонов представил информацию о реализации партийного программного блока, посвященного образованию. Приводим основные тезисы выступления:

- В программе «Единой России» много пунктов, связанных с развитием образования и науки, но я сегодня выделю семь основных вопросов, которые имеют наибольшую социальную значимость.

Первое - доступность и качество школьного образования. Важнейший вопрос здесь - создание новых школьных мест, удовлетворяющих современным требованиям. Что сделано?

2016 год: построено 63 новых школы (49 тысяч мест), 2017 год - 83 школы (53 тысячи мест), 2018 год - 186 школ, почти 100 тысяч мест. Но в 2019 году, по нашим сведениям, планируется ввести 98 школ, и мы опасаемся замедления динамики, т.к. проблема продолжает оставаться достаточно острой.

Второе - качество образования сельских школьников.

В этом отношении важна программа «Школьный автобус». После ее возобновления в школы было поставлено 6755 автобусов, и дополнительные инвестиции на эти цели, о которых сказал Дмитрий Анатольевич Медведев, станут серьезной и качественной прибавкой.

К сожалению, сельские школы, особенно малокомплектных, в ряде регионов рассматривают как неэффективные, тем самым подталкивая к их закрытию. Где-то это оправданно, но во многих местах, безусловно, контрпродуктивно.

Третье - внимание одаренным детям, получение ими образования высокого уровня за счет создания лицеев в составе ведущих вузов, специализированных учебно-научных центров.

Здесь динамика очень хорошая. Организована реализация школьных программ разного уровня в 85 вузах, в том числе в университетах, которые участвуют в программах глобальной конкурентоспособности и опорных университетах.

Но с мест звучат просьбы о внесении корректировок в бюджетное законодательство, межбюджетные отношения, чтобы регионы имели возможность финансировать программы, аналогичные тем, которые реализуются на федеральном уровне.

Создано довольно много специализированных учебно-научных центров (СУНЦ). 100 школ начинают действовать под патронажем Российской академии наук.

Очень хорошо развивается сеть детских технопарков - Кванториумов, их уже 80 в 61 субъекте Российской Федерации. И сейчас разворачивается очень важная программа создания мобильных технопарков для детей в селах и малых городах.

Четвертый пункт нашей программы: снизить бюрократическую нагрузку, сократить избыточную отчетность и контроль. Но школы по-прежнему продолжают «кошмарить». На мой взгляд, нужно идти по двум направлениям. Первое - нормативно определить исчерпывающий объем информации, который должна представлять образовательная организация на своем сайте. Второе - определить, что плановые проверки проводятся всеми проверяющими структурами накануне учебного года, т.е. в августе. Это, конечно, не исключает проведение при необходимости внеплановых проверок.

Пятый вопрос - оплата труда учителей. В программе мы записали: «выполнить все обязательства по выплате заработной платы педагогическим работникам; обеспечить повышение социального статуса педагогов».

С одной стороны, поручение Президента и программа нашей партии выполнены - мы вышли на средний уровень зарплаты по регионам. Но здесь получается «средняя температура по больнице».

На днях Росстат дал статистику заработной платы различных категорий работников, в том числе, в сфере образования. Выяснилось, что четвертая часть работников образовательной сферы получают зарплату меньше 15800 рублей, а 7 процентов - имеют оклад меньше МРОТ. Что здесь можно было бы сделать?

Мы сформулировали такой подход: разработать комплекс мероприятий и сформировать совместно с регионами «дорожные карты», гарантирующие минимальную заработную плату при работе на одну ставку в размере не менее 70% от средней заработной платы по экономике региона и ее фиксацию в трудовых договорах с каждым учителем, проработав одновременно механизмы оказания регионам финансовой поддержки в случае недостаточности у них собственных средств.

В этом случае и молодые педагоги, приходя в школы, будут получать не меньше МРОТ, а определенный уровень зарплаты, который сделает для них работу привлекательной.

Шестое - создание условий для сохранения здоровья детей. Для этого с 2019 года государство возобновило программу по строительству физкультурно-оздоровительных комплексов и бассейнов при вузах. На сегодняшний день строится восемь бассейнов и 37 открытых и крытых ФОКов.Построено много спортивных залов, в том числе в сельской местности, и, конечно, эту работу надо продолжать.

Седьмое - доступные ясли. Есть много предложений, как решить эту проблему. Назову еще некоторые: предусмотреть возможность направления средств субсидии федерального бюджета на мероприятия по капитальному ремонту и реконструкции яслей (в том числе, строительству пристроек); пересмотреть показатели укрупненных нормативов цены строительства по объектам образования в целях более полного учета фактических затрат; рассмотреть возможность внесения изменений в СанПиН в целях оптимального использования помещений первых этажей жилых домов для создания ясельных групп.

Расходы на образование - это инвестиции в будущее, и эти инвестиции, безусловно, нужно делать.

По итогам обсуждения премьер-министр, председатель партии «Единая Россия» Дмитрий Медведев выразил поддержку по ключевым вопросам, прозвучавшим в докладе главы Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслава Никонова.


Фото: Пресс-служба партии «Единая Россия»



Возврат к списку