Вячеслав Никонов провел заседание Комитета ГД по образованию и науке

22.11.2018 | Комитет Государственной Думы по образованию и науке

22 ноября 2018 года состоялось очередное заседание Комитета Госдумы по образованию и науке. Провел заседание глава Комитета Вячеслав Никонов.

На заседании Комитета был рассмотрен тематический вопрос "Опыт и проблемы формирования здорового образа жизни у детей и молодежи, внедрения здоровьесберегающих технологий и основ медицинских знаний".

С основным докладом на заседании выступил член Комитета ГД по образованию и науке Сергей Боженов.

Сергей Боженов напомнил, что в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года Президент страны подчеркнул, что сегодня мы обязаны поставить перед собой цель принципиально нового уровня – к концу следующего десятилетия Россия должна уверенно войти в круг стран "80+", где продолжительность жизни превышает 80 лет. При этом опережающими темпами должна расти продолжительность именно здоровой, активной, полноценной жизни, когда человека не ограничивают, не сковывают болезни.

«Нам понятно, что решение данной задачи – это целенаправленный, систематический и организованный процесс, причём на всех уровнях - федеральном, региональном, муниципальном. И начинать его нужно со школы, и даже с детского сада, в том числе, с участием родителей и общественности», - сказал депутат.

Парламентарий привел данные Национального научно-практического центра здоровья детей Минздрава России, официально опубликованные в июне 2017 года. Исследования проводились с 2005 по 2015 годы в московских школах. В результате, в 1 классе к первой группе здоровья, то есть к абсолютно здоровым, было отнесено 4,3 процента наблюдаемых школьников. А к концу школы таких учащихся не было вовсе. За этот же период произошло уменьшение отнесенных ко второй группе здоровья, которые считаются практически здоровыми, с 44,4 процента до 34 процентов. Одновременно увеличилось число детей, страдающих хроническими заболеваниями. За 11-летний период обучения у наблюдаемых школьников распространенность функциональных отклонений возросла на 14,7 процента, а хронических болезней на 52,8 процента.

«Что же в существующей системе образования детского здравоохранения организовано не так, если большинство детей в процессе обучения теряют здоровье, если с годами проблема только усугубляется?»- задается вопросом депутат.

Он сообщил, что эти вопросы поднимались и ранее. На основании указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года номер 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" намечались планы и мероприятия. В принятом в 2012 году законе об образовании основные направления охраны здоровья обучающихся, в том числе формирование у них в потребности в здоровом образе жизни, отражены в 13 статьях. А статья 41 так и называется, "Охрана здоровья обучающихся". В ней содержится 11 четко выверенных направлений.

В апреле 2014 года Комитетом Государственной Думы по образованию и науке также рассматривался данный вопрос, приняты и разосланы рекомендации. Однако, несмотря на принимаемые усилия по охране здоровья школьников, уровень их заболеваемости не уменьшается.

Название рассматриваемого сегодня вопроса слово в слово отражает п.32 раздела IV «Здоровый ребенок» Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 06 июля 2018 г. № 1375-р.

«Каких результатов мы хотим добиться по окончанию его реализации? Увеличение числа детей и молодежи, которые охвачены мероприятиями, направленными на формирование здорового образа жизни. Первый результат.

И второй результат. Рост вовлеченности обучающихся в деятельность общественных объединений, ориентированных на формирование здорового образа жизни, включая волонтерские отряды», - процитировал Сергей Боженов.

«Заметьте, не снижение количества школьников, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата, не снижение количества очкариков, не снижение количества детей, заболевших гастритом, не снижение нервно-психических расстройств, а просто увеличение числа детей, молодежи, вовлеченных в мероприятия. Пока в наших планах будут такие цели, а в отчетах министерств и ведомств - количество, отремонтированных спортзалов, и сдавших нормы ГТО, пока в национальном проекте "Образование" не будет найдено место отдельному федеральному проекту "Здоровье школьников", к сожалению, количество больных детей вряд ли будет уменьшаться. А трагедии, произошедшие в Бурятии и Керчи, будут повторяться», - подчеркнул Сергей Боженов.

По словам депутата, «мы должны изменить на государственном уровне подходы к данному вопросу». По мнению парламентария, в ряде регионов, в Москве, в Белгородской, Московской, Ростовской областях, Красноярском крае, в Республике Коми «уже имеются замечательные примеры целенаправленной системной работы по укреплению здоровья обучающихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни; в практику образовательных учреждений учителями-энтузиастами широко внедряются различные здоровьесберегающие технологии».

В ходе обсуждения доклада выступили Олег Сагалай, заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации; Александр Минаев, представитель департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения Российской Федерации; Владимир Базарный, почётный работник образования, доктор медицинских наук, профессор, научный руководитель программ Российского союза за здоровое развитие детей; Елена Михайлова, заместитель министра образования Московской области; Галина Яновская, начальник отдела организации надзора по гигиене детей и подростков Управления санитарного надзора Роспотребнадзора; Галина Кравченко, директор земской гимназии городского округа Балашиха, Московская область; Елена Дубровская, директор лицея номер 103 "Гармония" города Железногорска, Красноярский край; Фариз Харисов, председатель Экспертного совета по вопросам здоровья и физического воспитания обучающихся при Комитете Государственной Думы по образованию и науке и другие эксперты.

Свое мнение о путях решения обозначенных проблем высказали депутаты Государственной Думы - член Комитета ГД по образованию и науке Алена Аршинова, заместитель председателя Комитета ГД по делам женщин и детей Ольга Окунева, депутат Комитета ГД по охране здоровья Юрий Кобзев, первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Геннадий Онищенко.

Подводя итоги обсуждения, Вячеслав Никонов отметил, что «в вопросах здоровьесбережения и здоровья наших детей социальные компоненты превалируют над медицинскими. Это социальная проблема в гораздо большей степени, чем медицинская».

Депутаты приняли за основу проект решения, постановив внести в него предложения и замечания, прозвучавшие в ходе обсуждения вопроса.



Возврат к списку