Вячеслав Никонов: Языковое многообразие является залогом стабильности и развития нашего государства

24.07.2018 | Комитет Государственной Думы по образованию и науке

Госдума приняла во втором чтении законопроект об изучении родных языков.

24 июля 2018 года Государственная Дума рассмотрела во втором чтении проект федерального закона № 438863-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации.

Представляя законопроект на пленарном заседании, глава Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов отметил, что «языковое многообразие является одним из залогов развития и стабильности нашего государства». Депутат напомнил, что рабочая группа, созданная перед первым чтением , много сделала по доработки документа. В течение месяца прорабатывались предложения и поправки, которые поступали от субъектов законодательной инициативы. Итогом стал текст, который, по мнению парламентария, «устраивает практически всех участников процесса, в том числе, национальные республики, и в то же время позволяет выполнить поручение Президента Российской Федерации».

Законопроектом вносятся две поправки в закон об образовании.

Первая: "Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов РФ, изучения государственных языков республик РФ, родных языков из числа языков народов РФ, в том числе русского языка как родного языка".

Вторая: "Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов РФ, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик РФ осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по программам дошкольного образования, имеющим государственную аккредитацию программам начального общего и основного общего образования».

«Ответственно заявляю, что никакой факультативности в отношении национальных языков не вводится, их изучение предусматривается федеральными государственными образовательными стандартами. При этом в качестве родного языка в тех школах, где преподается родной язык, может быть выбран русский», - подчеркнул глава Комитета по образованию и науке.

Никонов напомнил, что в постановлении Государственной Думы, принятом по итогам первого чтения, было предложено рассмотреть вопрос о создании Фонда поддержки родных языков. «Соответствующие переговоры были проведены, договоренности достигнуты, и мы предлагаем организовать этот фонд Указом Президента Российской Федерации, то есть сделать его президентским фондом с соответствующим федеральным финансированием. Это позволит создавать учебники по родным языкам, образовательные программы, готовить специалистов по родным языкам, проводить научные исследование», - рассказал депутат.

«Кроме того, в постановлении мы записали необходимость создания концепции преподавания родных языков, - продолжил Вячеслав Никонов. - В перечне поручений Правительства Российской Федерации по итогам рассмотрения постановления Думы уже предусмотрено формирование специальной рабочей группы по выработке этой концепции, на основании которой будут предложены новые федеральные государственные образовательные стандарты и новые учебные планы».

Парламентарий сообщил, что представлен план действия Правительства РФ, где указаны шаги по реализации данной законодательной инициативы.

«Все это позволит сделать большой шаг к тому, чтобы языки, которые являются родными, государственными для миллионов наших граждан, получили дальнейшее развитие, а их преподавание было поставлено на серьезную основу», - уверен глава думского комитета.

«Напомню, что Конституция нашей страны начинается со слов «Мы, многонациональный народ Российской Федерации», - сказал в завершении Вячеслав Никонов.

По итогам голосования законопроект принят во втором чтении абсолютным большинством голосов.


Пресс-служба Комитета Госдумы по образованию и науке



Возврат к списку