Изучение языков народов России останется в обязательной школьной программе

18.06.2018 | Комитет Государственной Думы по образованию и науке

15 июня 2018 года состоялось очередное заседание Комитета Госдумы по образованию и науке. Провел заседание глава Комитета Вячеслав Никонов.

Первым пунктом повестки дня был рассмотрен в первом чтении резонансный проект федерального закона № 438863-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации".

Неделю назад на расширенном заседании рабочей группы по доработке проекта закона был представлен обновленный текст поправок к законопроекту, подготовленных в рабочей группе с учетом замечаний, прозвучавших от общественности.

Вячеслав Никонов подробно остановился на тех новациях и уточнениях, которыми в итоге решено было дополнить законопроект. Предполагается, что соответствующее Постановление Госдумы, в котором они будут перечислены, будет принято одновременно с рассмотрением проекта закона в первом чтении.

Прежде всего, Никонов отметил, что при рассмотрении законопроекта Комитет исходит из того, что каждый язык, который есть в нашей стране – это национальное достояние, и не только национальное, но и мировое, а гарантии получения образования на родном языке и изучения родных языков закреплены в Конституции. «Комитет в своей работе уделяет этим вопросам большое внимание, общественный интерес к ним очень высок», – сказал он.

«Был предложен законопроект, который заставил нас очень серьезно углубиться в изучение темы, создать специальную рабочую группу, которая не только анализировала сам текст законопроекта (его, сразу скажу, мы считаем несовершенным), но и большой пласт изучения родных языков, – напомнил глава Комитета. – Мы пришли к выводу, что здесь, конечно, существует очень много проблем, связанных с тем, что далеко не в полной мере обеспечивается конституционное право на изучение родного языка и преподавание на родном языке, по целому ряду причин, связанных с тем, что по большому количеству языков, функционирующих в нашей стране, отсутствуют учебники. Всего по пяти языкам есть учебники из федерального перечня учебников. Федеральные образовательные программы существуют только по 13 языкам. Хотя количество языков, используемых в образовательной системе, у нас 59. В 22 субъектах РФ существует 36 государственных языков».

Во многом, по словам Никонова, это связано с тем, что данному вопросу не уделялось серьезное внимание: даже подготовка преподавателей языков коренных и малочисленных народов нашей страны, которой всегда занимался Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена в Санкт-Петербурге, в настоящее время не ведется.

«Есть большие проблемы с подготовкой учебников, с выработкой стандартов национальных языков, чем раньше занимались специализированные институты, Академия наук. Выяснилось, что достаточно большие проблемы с экспертизой соответствующих учебников, но и готовые учебники не проходят экспертизу на протяжении нескольких лет по той простой причине, что нет достаточного количества экспертов, которые могли бы проводить ее. Кроме того, экспертиза стоит денег, и стоимость этой экспертизы порой больше, чем тираж учебника, который будет издан после такой экспертизы. Это, пожалуй, самый серьезный пласт проблем, которые мы подняли, и поэтому первое, что будет сегодня рекомендовать наш Комитет для принятия в качестве Постановления Государственной Думы, это инициатива по созданию специального Фонда поддержки родных языков, который будет этой работой заниматься», – сообщил парламентарий.

Другая проблема, поднятая авторами законопроекта, – это вопрос выбора языка обучения или выбора родного языка в качестве предмета изучения. «Проблема, действительно, актуальная, острая. Она поднимается в большом количестве писем, поступивших в Комитет, и должна быть решена. Законопроект в том виде, в котором он был внесен, вызвал достаточно большие споры, неоднозначную реакцию, прежде всего со стороны ряда наших национальных республик. И сразу должен сказать: я сегодня не предлагаю обсуждать текст этого законопроекта, потому что позиция рабочей группы и позиция Комитета заключаются в том, что он несовершенен. Мы сегодня рассматриваем этот законопроект в качестве повода, предлога, чтобы поднять весь комплекс проблем и, на самом деле, полностью переписать текст тех поправок, которые предлагаются в закон об образовании», – обратился Никонов к участникам заседания.

Он отметил, что наибольшие вопросы вызывало, скорее, предположение, чем буква законопроекта, о том, что изучение национальных языков переносится в факультативную часть образовательных программ. «Этого не предполагалось и не предполагается, – заявил депутат. – И, безусловно, мы должны сегодня решением Комитета подтвердить, что их изучение будет в обязательной части федеральных государственных образовательных стандартов. На этот счет не должно быть никаких опасений».

Вторая новация, которую предлагает Комитет, связана с возможностью выбора русского языка в качестве родного языка.

Третья норма, предложенная Комитетом, – возможность для родителей выбрать для несовершеннолетних детей язык обучения или тот или иной язык в качестве предмета изучения. «Причем этот выбор может быть сделан при поступлении в начальную школу и при поступлении в пятый класс», – пояснил Никонов.

Как отметила заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина, вопросы содержания образования, состояния учебников Комитетом рассматривались в рамках круглого стола и в рамках парламентских слушаний. Рекомендации, выработанные в ходе этих мероприятий, легли в основу поправок, предлагаемых к принятию во втором чтении.

Продолжая тему о необходимости сохранения и поддержки национальных языков, член комитета Госдумы по образованию и науке Алексей Загребин подчеркнул, что профессиональное сообщество пристально следит за движением обсуждаемого законопроекта, и совершенно справедливо в заключении Комитета отмечено, что необходимо задуматься о движении вперед в плане сохранения и изучения родных и государственных языков республик РФ. На это, по словам депутата, стоит обратить внимание, в том числе, региональным властям.

В проекте Постановления Госдумы, подготовленном Комитетом, в числе прочего содержатся предложения Правительству России разработать концепцию преподавания родных языков из числа языков народов России, а при подготовке проекта бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов рассмотреть вопрос о выделении средств на поддержку создания учебников по изучению родных языков.

По итогам обсуждения Комитет рекомендовал Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.

Вторым вопросом повестки дня Комитет рассмотрел во втором чтении проект федерального закона № 398393-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части расширения целей деятельности, основных задач и полномочий Российской академии наук).

Законопроект был внесен в Госдуму Президентом Российской Федерации 24.02.2018. В мае текущего года он уже рассматривался Комитетом, однако, в связи с появлением правительственных поправок, депутаты вернулись на уровень второго чтения и повторно обсудили законопроект.

По итогам дискуссии Комитет принял решение рекомендовать Государственной Думе принять указанный проект федерального закона во втором чтении.

Кроме того, депутаты рекомендовали Государственной Думе:

- Принять во втором и третьем чтениях проект федерального закона № 314065-7 "О внесении изменения в статью 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части выплаты компенсации педагогическим работникам за работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования), внесенный группой депутатов.

- Принять во втором чтении проект федерального закона № 371628-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде перспективных исследований" (в части передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности), внесенный Правительством Российской Федерации 24.01.2018.

- Отклонить проект федерального закона № 1102956-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части установления срока принятия аккредитационным органом решения о лишении государственной аккредитации), внесенный Законодательным Собранием Приморского края 20.06.2016.


Пресс-служба Комитета Госдумы по образованию и науке

Фото: Информ24


Видео по теме:

Пресс-служба фракции "Единая Россия", 15 июня 2018 г.



Возврат к списку