Вячеслав Никонов провел очередное заседание Комитета Госдумы по образованию и науке

24.05.2018 | Комитет Государственной Думы по образованию и науке

23 мая 2018 года состоялось очередное заседание Комитета Госдумы по образованию и науке.

Первым пунктом повестки дня депутаты рассмотрели вопрос «О замечаниях и предложениях Комитета Государственной Думы по образованию и науке к Отчету о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2017 году».

С докладом перед участниками заседания выступил аудитор Счетной палаты Александр Филипенко, который рассказал об общих итогах деятельности палаты за прошлый год, в том числе, в части, касающейся сферы образования и науки.

Аудитор отметил, что по отрасли проведено 11 мероприятий, из них девять контрольных и два экспертно-аналитических. По предложению Госдумы - два. Направлено 14 представлений, два предписания и шесть обращений в Генпрокуратуру, одно - в Следственный комитет.

Общий объём выявленных в сфере образования нарушений составил 51 миллиард рублей, из них чуть более 2 миллиардов – это нецелевое расходование средств.

Проверено всего 158 объектов. В отношении четырёх должностных лиц составлялись протоколы об административных нарушениях. Принято решение уже судебными органами по шести протоколам о назначения штрафов на общую сумму 45 тысяч рублей.

По результатам проверок применены меры дисциплинарного воздействия к 33 должностным лицам. По итогам рассмотрения материалов Счётной палаты правоохранительными органами внесено 10 представлений, и пять материалов направлены на доследственную проверку.

На основании уведомлений Счётной палаты Минфином приняты решения о применении бюджетных мер принуждения к органам власти 16 субъектов России более чем на 2 миллиарда рублей. Из них на сегодняшний день возвращено в бюджет 1,6 миллиарда.

Отдельно Александр Филипенко остановился на наиболее значимых проверках и отдельных проблемах в сфере образования. Среди них – Липецкая область, Казань и др.

Подводя итог обсуждению доклада аудитора, Вячеслав Никонов отметил: «Мы в принципе удовлетворены взаимодействием со Счётной палатой, проверки по нашим запросам осуществлялись, усилилась аналитическая составляющая отчётов Счётной палаты и их проверок. Реакции на запросы Государственной Думы весьма оперативные, мы своевременно получаем в Комитете всю информацию от Счётной палаты. Отмечаем мы также и то, что улучшилась структура представления выводов Счётной палаты, были вопросы, особенно связанные со сферой науки. Сейчас многие эти замечания учтены».

Что касается замечаний, высказанных со стороны Комитета, Никонов предложил дополнить отчёт информацией по всему спектру научных исследований, поскольку представленный отчёт содержит раздел, в котором отражены мероприятия, касающиеся только фундаментальных исследований, а не всего спектра. И при рассмотрении вопросов в части научных исследований обратить внимание на эффективность их реализации, а не только на хозяйственные нарушения структуры управления фундаментальными научными исследованиями.

Комитет принял решение одобрить замечания и предложения к Отчету о работе Счётной палаты РФ в 2017 году.

Вторым пунктом повестки дня стал вопрос «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в части совершенствования правового обеспечения развития образования и науки».

Выступая перед депутатами Вячеслав Никонов охарактеризовал майский указ как «действительно серьёзный прорыв в научно-технологическом и социально-экономическом развитии нашей страны, который предусматривает увеличение численности населения страны, повышение уровня жизни граждан».

«В указе в числе национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года заявлено ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации до 50 процентов от их общего числа, - продолжил глава Комитета. - Кроме того, среди национальных целей - обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, создание в базовых отраслях экономики, прежде всего, в обрабатывающей промышленности, в агропромышленном комплексе высокотехнологичного экспертно-ориентируемого сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами».

По мнению Никонова, неслучайно именно образование и наука находятся в центре всей концепции указа. «Кроме того, мы знаем, что до 1 октября должно быть разработано 12 приоритетных национальных проектов, одним из которых является проект развития образования, а другим - развитие науки. Наука и образование имеют отношение ко всем без исключения остальным проектам», - считает депутат.

Никонов отметил, что практически каждый пункт указа требует законодательного сопровождения и внесения изменений в действующее законодательство. Он попросил председателей Экспертных советов обратить на это особое внимание и рассматривать это как задание на проработку соответствующих положений указа с точки зрения законодательного обеспечения.

Депутаты обсудили конкретные положения указа, приняли к сведению доклад Никонова и предложили руководителям Экспертных советов представить в Комитет предложения в части совершенствования правового обеспечения тех вопросов, которые находятся в их ведении.

Депутаты рассмотрели во втором чтении и рекомендовали Госдуме принять во втором и третьем чтении два законопроекта:

- проект федерального закона № 314065-7 "О внесении изменения в статью 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" - в части выплаты компенсации педагогическим работникам за работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования;

- проект федерального закона № 223104-7 «О внесении изменения в часть третью статьи 71 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» - в части предоставления абитуриентам из числа инвалидов права на внеконкурсный прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний путем подачи заявлений в несколько вузов.

Кроме того, Комитет рекомендовал Госдуме отклонить в первом чтении проект федерального закона № 339434-7 "О внесении изменения в часть 1 статьи 58 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (об исключении промежуточной аттестации для обучающихся, осваивающих общеразвивающие дополнительные общеобразовательные программы), внесеный депутатом Государственной Думы Олегом Смолиным 13.12.2017.


Пресс-служба Комитета Госдумы по образованию и науке