Вячеслав Никонов провел заседание Комитета Государственной Думы по образованию и науке

10.11.2017 | Комитет Государственной Думы по образованию и науке

9 ноября 2017 года состоялось очередное заседание Комитета Госдумы по образованию и науке.

Первым вопросом повестки дня Комитета рассмотрел поправки в проект бюджета на предстоящие три года.

Депутаты заслушали выступление заместителя министра финансов Российской Федерации Антона Котякова и изучили поправки ко второму чтению проекта федерального закона № 274618-7 "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" - в части вопросов науки и по разделу «Образование».

Заместитель министра финансов Антон Котяков сообщил, что в ходе формирования поправок к проекту федерального закона по разделу "Образование" расходы увеличены: в 2018 году - на 8,2 миллиарда рублей, в 2019 году - на 4,1 миллиарда рублей, и в 2020 году - на 6,7 миллиарда. В целом, по итогам тех поправок, которые предлагаются к принятию, расходы по разделу "Образование" составят 2018 году 649,5 миллиарда, в 2019 году - 635,8 миллиарда рублей и в 2020 году - 653,8 миллиарда.

Антон Котяков назвал ряд поправок, связанных с выделением дополнительных ассигнований в целях реализации поручения Президента и Правительства Российской Федерации.

В частности, учреждения высшего образования Министерства культуры получат дополнительно 1,5 миллиарда рублей, аграрные вузы – 800 миллионов рублей. На 2,6 миллиарда рублей увеличатся в 2018 году бюджетные ассигнования на софинансирование капитальных вложений в объекты образования муниципальной собственности. На развитие материально-технической базы общеобразовательных учреждений будет направлено дополнительно 800 миллионов рублей.

По итогам обсуждения депутаты утвердили резолюции по поправкам и приняли решение направить таблицу поправок в Комитет Госдумы по бюджету и налогам.

Вторым пунктом повестки дня был рассмотрен тематический вопрос «Совершенствование законодательного регулирования трудового воспитания обучающихся» (по результатам деятельности рабочей группы Комитета).

Законодательно закрепить понятие «общественно-полезная деятельность» предложила заместитель председателя Комитета по образованию и науке Любовь Духанина, возглавляющая специально созданную рабочую группу при Комитете, которая готовит соответствующие поправки в действующий закон об образовании.

Любовь Духанина проинформировала депутатов о том, как происходит работа над поправками.

«Разговор идет активно, - сообщила она. - Появляется все больше нюансов, которые нужно учесть. В итоге мы разделили тему трудового воспитания на несколько составляющих».

Одна из них связана с организацией детского самообслуживания. По словам Л. Духаниной, эта тема вызвала наиболее острое обсуждение. Летом к дискуссии подключился Президент, предложивший отделить творческий труд детей от тех видов работ, которые должны выполнять штатные сотрудники учебных заведений за определенную плату.

Другой вопрос, который обсуждает рабочая группа, касается законодательного определения общественно-полезного труда и трудовой деятельности в рамках практико-ориентированного образования.

«И, наконец, собственно труд несовершеннолетних. Опрос старшеклассников показывает, что две трети хотели бы подрабатывать в качестве самозанятых, в том числе создавать собственные предприятия, в связи с чем есть потребность в регламентации такого труда», - сказала руководитель рабочей группы.

На данном этапе наиболее оптимальным и приемлемым решением, полагает Л. Духанина, было бы включение в закон понятия «общественно-полезная деятельность», под которой предложено понимать «добровольное и безвозмездное, с учетом психофизиологических и возрастных особенностей детей, выполнение работ, оказание услуг по содействию видам деятельности образовательной организации, предусмотренным ее уставом».

По словам Л. Духаниной, в случае принятия таких поправок общественно-полезная деятельность на территории Российской Федерации будет разрешена.

«Сегодня нет ни одного нормативного акта, который бы говорил, что такая деятельность возможна, - заметила депутат. - Пока любая деятельность, связанная с осуществлением человеком - взрослым или ребенком - трудовой функции, определяется только Трудовым кодексом, который предусматривает лишь один вид труда - наемный, то есть оплачиваемый. В результате трудовая деятельность обучающихся нередко вызывает вопросы и претензии со стороны проверяющих органов».

В настоящее время на рассмотрении в Комитете находятся две инициативы, в которых предлагается узаконить общественно-полезный труд. Один законопроект внесен членами Совета Федерации, второй - законодательным собранием Алтайского края.

По итогам обсуждения Комитет принял к сведению информацию Л. Духаниной и поручил рабочей группе подготовить предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в части законодательного закрепления понятия «общественно-полезная деятельность» и внести их на рассмотрение Комитета в декабре 2017 года.

Третьим вопросом Комитет рассмотрел проект федерального закона № 744077-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (в части установления обязанности подготовки и представления ежегодного государственного доклада о реализации государственной политики в сфере науки)», внесенный группой депутатов Госдумы 16.03.2015.

Комитет рекомендовал Государственной Думе принять в первом чтении указанный законопроект, предусматривающий ежегодный отчет Правительства о реализации государственной политики в сфере науки.

«Доклад создаст дополнительные механизмы парламентского контроля над эффективностью государственных расходов в сфере науки», - отметил один из авторов законопроекта депутат Владимир Кононов.

По словам председателя Комитета по образованию и науке Вячеслава Никонова, ежегодный государственный доклад позволит понять, что происходит в сфере науки, чтобы впоследствии принимать осознанные решения. Пока, с сожалением констатировал В. Никонов, общей картины не существует.

В первом чтении законопроект планируется рассмотреть 15 декабря.

Четвертым вопросом Комитет рассмотрел и рекомендовал Госдуме отклонить проект федерального закона № 495392-5 «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации», внесенный группой депутатов.

Завершая заседание, Комитет рассмотрел и предложил Совету Государственной Думы, в соответствии с требованиями части 6 статьи 108 регламента Госдумы, возвратить авторам законодательной инициативы законопроекты № 242173-6 «О статусе академгородков в Российской Федерации» и № 242178-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О статусе академгородков в Российской Федерации", внесенные группами депутатов.


Пресс-служба Комитета Госдумы по образованию и науке


Фото: Андрей Семашко

СохранитьСохранитьСохранитьСохранитьСохранить

Возврат к списку