Вячеслав Никонов: У российско-индийских отношений очень высокий потенциал

11.07.2017 | Комитет Государственной Думы по образованию и науке

Глава Комитета Госдумы по образованию и науке выступил на заседании Российско-Индийской межпарламентской комиссии.

10 июля 2017 года в Государственной Думе состоялось заседание четвертой Российско-Индийской парламентской комиссии. На заседании с докладом выступил председатель Комитета Госдумы по образованию и науке, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов. Политик представил серьезный анализ российско-индийских отношений, особо отметив их традиционно дружественный характер и высокий потенциал развития сотрудничества. Приводим тест выступления Вячеслава Никонова с незначительными сокращениями.

- Наши страны никогда не воевали, у нас никогда не было серьезных конфликтов. Россию и Индию связывают дружественные конструктивные отношения, насчитывающие столетия истории. Мы помним, как Махатма Ганди писал письма Льву Толстому в Ясную Поляну и как Толстой восхищался этим замечательным молодым индусом, который стал впоследствии безусловным символом национальной независимости Индии и новой индийской государственности.

Мы были союзниками в двух мировых войнах. Наша страна – тогда Советский Союз - оказала большую помощь Индии в обретении независимости и построении суверенного государства. Мы отметили в этом году 70-летие установления дипломатических отношений. Советский Союз сыграл большую роль в создании индийской промышленности и науки. Вместе мы осуществили прорывы в космос. И сейчас мы с огромным интересом и с большой радостью наблюдаем за возвращением Индии в число великих мировых держав. Именно за возвращением, потому что мы знаем, что на протяжение многих десятилетий и даже столетий Индия была, как минимум, второй экономикой мира. Еще в начале 19 века на Индию приходилось 27 процентов мирового ВВП. Правда, к концу 19 века в результате британского колониального господства эта доля снизилась до полутора процентов.

Сейчас Индия возвращается на то место, которое она всегда занимала, и, я уверен, будет занимать в будущем. Это уже третья экономика в мире. Между нашими странами существуют доверительные, особые дружеские отношения, мы разделяем многие общие принципы и ценности. Я хотел бы подчеркнуть это, наше партнерство базируется не только на общих интересах, но и на общих ценностях, это ценности суверенитета, многополярного мира, приоритета международного права, невмешательства во внутренние дела, готовности и способности строить свое внутреннее развитие в соответствии с интересами собственного народа. И еще - это ценности демократии. Что бы ни писала мировая пресса и значительная часть индийской англоязычной прессы, Россия, безусловно, является демократией, и мы, в свою очередь, поддерживаем те демократические ценности, которые отстаивают наши индийские коллеги.

У нас очень высокий уровень отношений между лидерами. Это было подчеркнуто совсем недавно, в Гамбурге. А перед этим в начале июня состоялся визит Нарендра Моди в Российскую Федерацию в связи с его участием в Петербургском международном экономическом форуме, где прошла встреча на высшем уровне и были решены многие задачи двусторонних отношений.

В российской системе внешнеполитических приоритетов Индия выступает как один из важнейших партнеров, она важна и как самостоятельная сила, и в контексте наших многообразных многосторонних форматов. Мы хорошо взаимодействуем в форматах БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества, в контексте Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, механизмов Восточноазиатских саммитов, где тоже встречаются лидеры наших государств, регионального форума АСЕАН, на котором мы можем обсудить проблемы безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Мы видим, что у Индии есть и другие форматы партнерства, и понимаем, что Индия, как и Россия, является сейчас самостоятельным центром силы и выстраивает многовекторную систему международных отношений.

Мы понимаем растущее желание позиционировать Индию как страну Восточноазиатскую и Тихоокеанскую.

В последнее время Россия и Индия все более тесно координируют свои подходы к вопросам по Ближнему Востоку, где полыхают конфликты, вызванные исламистским экстремизмом, а также свои подходы по Афганистану.

Для нас важно партнерство в рамках этих международных организаций, мы высоко ценим результаты индийского председательства в БРИКС. Это было успешное председательство, связанное, в том числе, с запуском Банка развития БРИКС, – идеи, которая была в значительной степени инициирована индийской стороной. Мы можем только поздравить индийских коллег с успешным председательством в БРИКС. Мы также можем поздравить индийских коллег со вступлением в Шанхайскую организацию сотрудничества в качестве полноправного члена, что недавно произошло на саммите в Астане. Это действительно важный шаг в налаживании нашего многостороннего партнерства и сглаживания тех противоречий, которые существуют, к сожалению для всех нас, в отношениях между Индией и некоторыми из ее соседей, а теперь уже партнерами по ШОС, такими как Китай и Пакистан.

Что касается межпарламентского диалога, то уже говорилось о некотором перерыве, хотя в рамках российского председательства в БРИКС прошел межпарламентский форум стран «пятерки», и индийская делегация была представлена. Для нас тогда было не вполне понятно, что индийская сторона придала этому формату не самое высокое значение. Надо сказать, российская инициатива межпарламентского измерения БРИКС не нашла, к сожалению, продолжения в дальнейшем индийском председательстве. На наш взгляд, этот формат вполне отвечает интересам развития партнерства. Мы, в общем-то, догадываемся, с чем связана недостаточная готовность Индии в этом участвовать, но думаем, что индийские опасения в данном случае не имеют оснований. Было бы неплохо придать большее значение формату парламентского измерения БРИКС.

У нас есть многие неформальные каналы взаимодействия. Существует плодотворный диалог экспертов, в котором я тоже принимаю участие уже не один год. Нашей партнерской организацией с индийской стороны выступает Observer Research Foundation, представляющий Министерство иностранных дел Индии. Мы прорабатываем на экспертном уровне многие вопросы, связанные с двусторонним сотрудничеством и многосторонним взаимодействием в формате БРИКС. Вместе работаем в Экспертном совете и Академическом форуме БРИКС. Уверен, что эти наработанные каналы было бы полезно использовать в межпарламентском сотрудничестве.

Хотел бы обратить внимание: у нас есть и отдельные форматы взаимодействия, например, участие российских парламентариев и наших индийских коллег в трехстороннем экспертном обмене между Индией, Россией и Ираном. Мы уже провели три такие встречи – в Москве, Дели и Тегеране - и думаем продолжать это взаимодействие.

Если говорить о торгово-промышленных связях, то здесь есть много позитивного, одновременно, это одна из проблемных сфер. С одной стороны, у нас давние контакты, есть направления сотрудничества, которыми мы можем быть весьма удовлетворены, например, военно-техническое, наиболее продвинутое из всех. В России часто вспоминают, что в 90-е годы двадцатого века именно индийские военные заказы помогли выжить российскому военно-промышленному комплексу. Сейчас – времена другие, но наше сотрудничество тоже очень плодотворно. Мы запустили совместное производство многих компонентов военной продукции, ракеты «БраМос» являются пиком такого сотрудничества.

Портфель заказов в 2012-2016 годах на военно-техническое сотрудничество составил 46 миллиардов долларов. Это гораздо больше, чем весь остальной объем нашей торговли, и это говорит о том, что на самом деле торгово-экономические отношения между Россией и Индией нуждаются в серьезном стимуле. Да, у нас есть проект строительства атомной электростанции «Куданкулам», началась достаточно активная торговля энергоресурсами, имеются совместные проекты в сфере машиностроения, химии, фармацевтики, но, посмотрите на цифры нашего товарооборота, - они отнюдь не соответствуют статусу великих держав. Есть огромный нереализованный потенциал сотрудничества, и сейчас межправительственная комиссия работает над тем, как этот потенциал использовать более полно.

Одна из традиционных проблем между нашими странами в экономической сфере, да и не только в ней, заключается в том, что логистика Евразии не предполагала и не предполагает до сих пор наличия транспортных коридоров между нашими странами, и это большое препятствие. Сейчас разрабатывается много проектов развития транспортной инфраструктуры большой Евразии, и мы заинтересованы в том, чтобы эти проекты реализовывались. Мы знаем о противоречиях, которые существуют в связи с китайскими проектами, но в любом случае логистику Евразии развивать абсолютно необходимо. Без транспортных коридоров «Восток-Запад» и «Север-Юг» Евразия всегда будет отставать в развитии своих торгово-экономических связей.

Конечно, проблем в наших отношениях тоже немало – я не стал бы их преувеличивать, но они есть.

Для меня очевидно, что отношения между лидерами двух стран могут рассматриваться как очень плодотворные, но при этом чувствуется неотлаженность претворения в жизнь тех договоренностей, которые достигаются на высшем уровне. Мы должны обращать внимание наших бюрократий на то, что бы они более четко реализовывали договоренности, которые достигаются нашими лидерами.

Мы сейчас замечаем стремления некоторых внешних сил внести проблемы в отношения между Россией и Индией, то есть идет очевидная работа на разделение наших государств, на то, чтобы вбросить какие-то темы, которые бы рассматривались как конфликтные.

Это ощущается и в англоязычной части индийских СМИ. То, что я там вижу, – это очевидное ухудшение имиджа России, что оказывает ощутимое воздействие на индийское общественное мнение.

Видный индийский дипломат (не буду называть его имя) сказал, что за сорок лет его дипломатической карьеры освещение России в средствах массовой информации Индии никогда не было таким плохим, как сейчас. Я не думаю, что для этого есть объективные основания. Как правило, все основано на информационных стереотипах о России как авторитарной недемократической стране, либо на сильно преувеличенных представлениях о том, как развивается российско-китайское и российско-пакистанское сотрудничество.

Порой создается впечатление, что в Индии действительно считают, что идет серьезное российско-пакистанское сближение. Отмечу, что я участвую в большом количестве совещаний, которые касаются российской внешней политики, в серьезных ток-шоу на нашем телевидении, и могу сказать: ни одного раза за многие годы вопрос российско-пакистанского сближения даже не поднимался. У нас нет такого вопроса в повестке дня. Тем не менее, в индийской повестке эта тема присутствует весьма заметно…

Сложнее развеять опасения индийского общества в отношении российско-китайского сотрудничества. Да, действительно, такое партнерство есть, и оно очень серьезное. Но Российская Федерация никогда не будет строить отношения с Китаем за счет наших индийских партнеров. Для нас важны партнерские отношения с Китаем, но не менее важны - с Индией. Поэтому сама идея того, что мы часто называем «примаковским треугольником»: Россия - Индия – Китай, – это важнейшее направление российской внешней политики, и Россия заинтересована в том, чтобы наши отношения становились все более и более продуктивными.

Гуманитарное взаимодействие России и Индии тоже развивается, но и оно отстает от возможностей. Мы можем гораздо больше обмениваться студентами, проводить совместные научные исследования. В Индии не удается, к сожалению, создать достаточного количества центров русского языка, хотя на протяжении многих лет в Индии сформировалась и действует достаточно хорошая школа изучения русского языка.

Мы, парламентарии двух стран, выражаем волю своих избирателей. Люди в Индии и России очень позитивно настроены друг к другу. Вы не встретите никого в Российской Федерации, кто рассматривал бы Индию хоть в чем–то недружественной по отношению к нашей стране. У россиян существует большой интерес к индийской культуре, в стандартном пакете телепрограмм есть индийские каналы, в том числе, с переводом на русский язык.

Мы уверены, что возможности, которые представляет нам диалог на высшем уровне, взаимопонимание наших обществ и существующий в современном мире общий запрос на сближение самостоятельных центров силы, которые способны отстаивать свою линию и национальные интересы на международной арене, создает очень хорошую почву для нашего взаимодействия.


Пресс-служба Комитета Госдумы по образованию и науке


Фото: официальный сайт Государственной Думы