Вячеслав Никонов выступил на пленарном заседании XV международной конференции «Государственное управление Российской Федерации: вызовы и перспективы»

30.05.2017 | Центр общественных связей ФГУ

25 мая 2017 г. на факультете государственного управления МГУ состоялось пленарное заседание XV международной конференции «Государственное управление Российской Федерации: вызовы и перспективы».

В пленарном заседании приняли участие:

  • Вячеслав Никонов, декан факультета государственного управления МГУ, председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке;
  • Сергей Глазьев, заведующий кафедрой теории и методологии государственного управления ФГУ, академик РАН, советник Президента РФ
  • Андрей Хазин, заведующий кафедрой стратегических коммуникаций ФГУ, академик Российской академии художеств;
  • Иосиф Дискин, политолог, экономист, член Общественной палаты РФ, заместитель председателя Научного совета ВЦИОМ
  • Андраник Мигранян, известный ученый-международник, глава Института демократии и сотрудничества в Нью-Йорке (2008-2015)
  • Иван Тучков, декан исторического факультета МГУ.

Темой заседания стал вопрос о состоянии, перспективах и рецептах развития интеллектуального потенциала России. Очевидно, что именно в интеллектуальном пространстве современного мира рождаются вызовы, с которыми сталкивается Россия, и только в пространстве интеллектуального развития могут быть выработаны управленческие технологии, способные подобным вызовам эффективно противостоять.

Проблемное поле для обмена мнениями, которое состоялось в ходе пленарного заседания, обозначил Вячеслав Никонов. Выступление декана ФГУ было посвящено наиболее актуальным проблемам российского образования и науки.

Основная мысль В.А.Никонова заключалась в том, что система образования в России развивается и положение дел, хотя и постепенно, но все же улучшается. Этому способствует высокий образовательный уровень населения нашей страны. По оценкам ОЭСР Россия является самой образованной страной на планете: более 60% экономически активного населения имеют высшее или среднее специальное образования (США с аналогичным показателем в 43% занимают только 5-е место рейтинге). В то же время декан ФГУ подчеркнул, что показатель в 60% не стоит абсолютизировать (многие дипломы выдавались сомнительными вузами, которые не вели никакой образовательной деятельности). Кроме того, побочные эффекты ЕГЭ привели к снижению элементарной грамотности выпускников школ. Однако, по мнению В.А.Никонова, меры, предпринятые Минобрнауки по сокращению неэффективных учебных заведений и внесению изменений в систему единого госэкзамена, дают свои результаты и ситуация постепенно меняется к лучшему.

Вячеслав Никонов особо отметил, что дошкольное образование и начальное образование в российских школах по международным меркам являются одними из лучших в мире. В России разработан особый стандарт дошкольного образования, и это закономерно, ведь, по словам политика, «фундамент интеллектуального потенциала закладывается с детского сада».

В то же время в средней школе, по мнению В.А.Никонова, ситуация намного сложнее. Одна из причин заключается в нехватке стимулов для учащихся к получению полноценного образования, так как все усилия учителей и учеников направлены на то, чтобы сдать ЕГЭ, в котором, по его словам, долгое время доминировала ориентация на «тестовое мышление и клиповое сознание». Однако, главная проблема с точки зрения ученого состоит даже не в ЕГЭ, а в том, что в образовательных стандартах средней школы отсутствует содержание образования. Результатом являются многочисленные разрывы в образовательном пространстве от школы к школе, а также огромное количество учебников и учебных пособий, по которым непонятно, как и кого учить. Вячеслав Никонов подчеркнул, что восстановление этого пространства – одна из приоритетных задач.

Намного лучше, по мнению декана ФГУ, обстоит дело со средним специальным образованием. После провала 90-х гг. ситуация исправляется и около 40% выпускников 9-х классов выбирают систему профессионального образования. Более того, выпускники средних специальных учебных заведений конкурентоспособны на международном рынке труда. Вячеслав Никонов особо отметил тот факт, что в прошлом году российская команда выиграла чемпионат Европы в рамках программы WorldSkills в командном зачете.

Что касается ситуации в высшем образовании, то с точки зрения В.А.Никонова она представляется неровной. С одной стороны, растет финансирование высшей школы, реализуются программы развития университетов (например, Проект 5-100). В то же время проблема недофинансирования высших учебных заведений остается актуальной.

По мнению Вячеслава Никонова, самая сложная ситуация в настоящее время складывается в научной отрасли. Более того, в высших эшелонах власти ни у кого нет ясного понимания того, что же происходит в российской науке. Картина предельно запутана. Будучи по должности председателя профильного комитета в Государственной Думе вовлеченным в процесс законодательного обеспечения отрасли, В.А.Никонов признался: «Я вхожу в проблематику науки с большим трудом». В российском бюджете нет отдельного раздела по науке, соответствующие статьи разбросаны по самым министерствам и ведомствам. Нет и общих отчетов о состоянии науки (аналогичных отчетам об образовании). Попытки реформы научных институтов пока не дали видимых результатов. Вячеслав Никонов особо подчеркнул, что выработка стратегических целей развития науки, принятие соответствующего закона, создание эффективной системы управления российской наукой являются приоритетными задачами в этой сфере.

После выступления В.А.Никонова участники пленарного заседания поделились своим видением относительно тех мер, которые необходимо предпринять для того, чтобы интеллектуальный потенциал нашей страны развивался, и чтобы позиции России укреплялись в качестве одного из важнейших интеллектуальных центров современного мира.


Центр общественных связей ФГУ

СохранитьСохранить

Возврат к списку