1991 год: поворот в мировой и российской истории

23.11.2016 | Центр общественных связей ФГУ

21 ноября 2016 года по инициативе декана факультета государственного управления МГУ Вячеслава Никонова в Манеже состоялась научная конференция «1991 год: поворот в мировой и российской истории».

Конференция была приурочена к 25-летию событий 1991 года, завершившихся распадом СССР. Ее спикерами стали непосредственные участники и очевидцы тех событий, игравшие заметную роль в политическом процессе и имевшие влияние на принятие решений в высших эшелонах власти.

Главный вопрос, на который попытались ответить участники конференции, звучал следующим образом: в какой мере система государственного управления и управленческие решения могут повлиять на такие масштабные процессы, каким стал распад СССР? Какие ошибки в стратегии и тактике государственного управления были допущены советским руководством? Какие выводы должны быть сделаны и для системы государственного управления, и для политической элиты, с тем, чтобы подобные катастрофические события никогда больше не повторялись?

В первой части конференции – подиумной дискуссии приняли участие советник Президента РФ, заведующий кафедрой теории и методологии государственного и муниципального управления ФГУ, академик РАН Сергей Глазьев; руководитель фракции ЛДПР в Государственной Думе Владимир Жириновский; экономист Юрий Болдырев (в 1991 г. – народный депутат СССР); доктор экономических наук, профессор Олег Ожерельев (в 1991 г. – помощник Президента СССР); доктор исторических наук, профессор РАНХиГС Рудольф Пихоя (в 1992 – 1996 гг. – главный государственный архивист России).

Модератором дискуссии выступил председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке, декан факультета государственного управления МГУ, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов.

Открывая конференцию, Вячеслав Алексеевич подчеркнул, что события, происходившие 25 лет назад, сыграли ключевую роль в мировой истории, и оказали огромное влияние на процессы, которые происходят в настоящее время.

В ходе подиумной дискуссии первым выступил Владимир Жириновский, который отметил, что его партия с самого начала поддерживал ГКЧП, считая этот орган вполне легитимным. По мнению политика, решительные силовые действия могли спасти страну, однако лидеры ГКЧП предпочитали ограничиваться политические заявлениями. В результате – то, что было шансом на сохранение союзного государства, превратилось в инсценировку, ускорившую процесс его распада.

Сергей Глазьев в своем выступлении особо выделил роль внешнего фактора в распаде СССР. По его мнению, утверждение, в соответствии с которым СССР распался по экономическим причинам, неверно, так как современная Россия уже 25 лет живет с экономикой, гораздо менее эффективной, чем советская. По заявлению ученого, главная причина разрушения СССР состояла в идеологических ошибках, допущенных советским руководством, прежде всего, в приверженности старым догмам, не допускавшим частной собственности и полноценных рыночных механизмов в экономике. Результатом стало разрушение системы управления. По мнению С.Ю. Глазьева, идеологические ошибки повторяются и в наше время в современной экономической политике, которая «находится под властью догм рыночного фундаментализма, навязанных нам из-за рубежа».

Юрий Болдырев сделал акцент на управленческих ошибках руководства СССР, а Олег Ожерельев и Рудольф Пихоя подробно остановились на экономической политике советского правительства, многие решения которого сыграли роль детонатора разрушительных процессов в Советском Союзе.

В завершение подиумной дискуссии Вячеслав Никонов поделился своим видением того, почему Советский Союз перестал существовать, и выделил 10 причин распада союзного государства.

Первая причина – субъективный фактор. «Любая революционная трансформация рукотворна. Историей движут лица, а не так называемые объективные обстоятельства», - высказал свою точку зрения политик. По мнению В.А. Никонова, Горбачев и его команда - классические представители поколения шестидесятников, убежденные сторонники социализма «с человеческим лицом», государственной собственности и демократии. В качестве главного средства решения всех проблем они видели демократизацию, которая должна расставить все по своим местам.

Отсюда вторая причина, которая заключалась в том, что на практике была реализована беспрецедентная модель, нигде не воплощавшаяся ранее. «Есть страны с демократией и с рыночной экономикой (западные страны), есть страны с авторитарной системой власти и с плановой экономикой (Советский Союз), есть авторитарные государства с рыночной экономикой («азиатские тигры»). Но никто и никогда не пробовал модель демократии без рыночной экономики», - констатировал Вячеслав Алексеевич.

В качестве третьей причины политик назвал Съезд народных депутатов СССР, ставший высшим органом государственной власти в стране, имевший право принимать (и принимавший) любые решения, в том числе поправки в Конституцию. По мнению Никонова, будучи сформированным на основе принципов демократии, доминировавших еще в 1917 г., Съезд был нежизнеспособен в качестве эффективно действующего органа власти.

Четвертая причина – отказ Горбачева от избрания на пост Президента СССР всенародным голосованием. Испугавшись народного волеизъявления, он предпочел быть избранным на Съезде народных депутатов. В результате, по словам В.А. Никонова, легитимность Горбачева оказалась меньше, чем легитимность Ельцина.

Пятой причиной распада СССР с точки зрения Вячеслава Никонова стало создание КПРФ. «КПСС являлась несущей конструкцией Союза, и ее разрушение означало разрушение союзного государства», - подчеркнул политик. При этом В.А. Никонов поделился воспоминанием о том, как он задал своему деду - Вячеславу Молотову вопрос, почему в РСФСР нет своей компартии? На этот вопрос Молотов дал следующий ответ: «как только появится Компартия России, моментально развалится СССР».

Шестой причиной стала схватка между Горбачевым и Ельциным, которая приняла форму «трех войн», ставших таранами единого государства: «война суверенитетов», «война законов», «война бюджетов».

Седьмая причина, по мнению В.А. Никонова, состояла в экономических реформах, не допускавших полноценных рыночных механизмов. Экономическая политика была чисто популистской, самыми заметными ее чертами стали денежная эмиссия и резкий рост заработных плат. Как отметил Вячеслав Алексеевич, с его точки зрения «один Ашан в Москве был бы спасением для СССР, однако вопрос состоял в том, мог бы появиться Ашан в рамках той экономической политики, которая проводилась советским правительством». В результате тотальный дефицит на потребительском рынке наблюдался в условиях, когда в соответствии с установками гласности и демократии по телевидению показывали наполненные прилавки западных супермаркетов.

Восьмой причиной распада СССР стало «новое мышление». По мнению Никонова, «задуманное в качестве нового мышления для нашей страны и для всего мира, оно стало руководством к действию только для нашей страны, в то время как мир остался в рамках Realpolitik». «Мы списали со счетов фактор военной силы, начали сдавать страны соцлагеря, и завершение холодной войны не повлекло за собой никаких юридических обязательств для стран Запада», - отметил политик.

Девятая причина – ГКЧП, действия которого представляли собой крайне непродуманную операцию. «У людей, создавших ГКЧП, было собственное восприятие реальности как катастрофы, однако Горбачев сохранял их у руля власти», - сказал Вячеслав Никонов.

Наконец, десятой причиной стали Беловежские соглашения, которые, по мнению Никонова, лишь зафиксировали ставший к этому времени неизбежным результат – распад Советского Союза.

В рамках второй части конференции состоялось заседание академической секции «События 1991 года: анализ историков, экономистов, политологов» и был проведен круглый стол с участием преподавателей, исследователей, экспертов, обменявшихся своими идеями и мыслями о том, почему распался СССР, и как нам избежать повторения опасных ошибок прошлого в наши дни.


Центр общественных связей ФГУ


Также по теме:

Парламентская газета

Сохранить

Возврат к списку