Вячеслав Никонов: Я слишком люблю свою страну, чтобы быть националистом

24.03.2016 | Комитет Государственной Думы по образованию

Выступление председателя Комитета Госдумы по образованию Вячеслава Алексеевича Никонова на правительственном часе

23 марта в Государственной Думе РФ состоялся «правительственный час» с участием руководителя Федерального агентства по делам национальностей Игоря Вячеславовича Баринова. В рамках обсуждения его доклада от фракции «Единая Россия» выступил председатель Комитета Госдумы по образованию, председатель правления фонда «Русский мир», декан факультета государственного управления МГУ Вячеслав Алексеевич Никонов:

— Сегодня в мире нарастают вызовы в связи с международным терроризмом, с деятельностью вербовщиков ДАИШ, с теми событиями, которые произошли в Брюсселе. Лидеры европейских государств объявили мультикультурализм в своих странах мертвым, но, на мой взгляд, они даже не пробовали его реализовать.

Что касается России, то для нас культурное этническое, языковое, религиозное разнообразие всегда было отличительной особенностью, источниками силы государства и сущностью нашего государства. Мы имеем большой опыт мирного совместного проживания самых разных народов. И при этом рост государства Российского не сопровождался уничтожением этносов или культур, а система управления нерусскими областями отличалась максимально допустимым сохранением местных особенностей и жизненных устоев, невмешательством центральной власти в те сферы, которые регулировались местными традициями и обычаями.

Это ломать нельзя. Те предложения, которые прозвучали от наших коллег из ЛДПР, предложения перестать России быть федерацией, перестать учитывать национальные особенности, — это концепция «плавильного котла» по американскому образцу, и это путь к разрушению нашего государства.

Советская национальная политика, которую здесь назвали ленинско-сталинской, на самом деле она была, скорее, австро-марксистская, была заимствована у Австро-Венгрии. В основу государственного устройства был заложен принцип этнической федерации. Но отождествление нации с этничностью и зависимость статуса национальности от той или иной формы государственности, при том, что нации, получившие статус союзных республик, имели право на отделение, стал одним из факторов распада Советского Союза.

Фактор русских очень важен, но лозунг «Россия — для русских!» для нашей страны опасен. Конечно, Россия — для русских, но не только, потому что и для всех других народов страны она является Родиной, другой Родины у них нет. А там, где прозвучит Россия для русских, дальше последует Башкортостан — для башкир, Якутия — для якутов, Ханты-мансийский автономный округ — для ханты и манси, и что после этого останется с нашей страной? В каких границах мы окажемся?

В чем Либерально-демократическая партия права: у нас действительно под национальной политикой все предшествующие десятилетия принималась отношение к нацменьшинству. Во многом это действительно правильно, и не может быть национального мира, если у людей нет возможности сохранять свой язык, свою культуру, традиции, верования. Но нельзя закрывать глаза на существование проблемы русских как этноса, проблемы подъема русского национального сознания, которое долгое время пребывало в тени, и нельзя, чтобы часть русских ощущала себя людьми второго сорта в собственной стране. И это надо учитывать в государственной политике.

В отечественном сознании, во многих государственно-правовых документах, у нас нация по-прежнему, как в советское время, имеет отчетливую этническую окраску. Конституция у нас начинается словами: «Мы, многонациональный народ»… И гораздо хуже воспринимается то, что записано в последний Стратегии государственной политики, утвержденной Президентом. Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию на исторической территории Российской Федерации сформировалась уникальная социокультурная цивилизационная общность — многонародная российская нация.

Говорят, что нет, не может быть единой российской нации, потому что у нас слишком много этносов — 180. Но в Камеруне — 279, в Индии — 407, в Индонезии — 712, и есть индийская нация, и есть индонезийская нация — все нации многонациональны.

Я предлагаю признать начальный этап работы Агентства вполне удовлетворительным. Но также бесспорно, что усилия, возможности Агентства несопоставимы с масштабами проблем, которые оно призвано решать. Нам нужно серьезно помогать Агентству, дать возможность выступать в роли реального координатора тех многочисленных госпрограмм, которые рассыпаны по 1,5 десяткам министерств и ведомств, поручить Агентству те компоненты стратегии государственной национальной политики, которые вообще не закрыты федеральными целевыми программами.

Знаете, я слишком люблю свою страну, чтобы быть националистом.


Пресс-служба Комитета Госдумы по образованию



Возврат к списку